Ценный самоцветный минерал обсидиан был известен человеку уже в древние времена. Сегодня этот камень используют в основном, конечно же, только для изготовления украшений. Тысячи же лет назад обсидиан служил человеку отличным материалом для производства очень прочных, удобных и долговечных орудий труда. И разумеется, этот самоцвет и изделия из него долгое время были предметом активной торговли.
Великий ледовый путь
Как удалось не так давно выяснить ученым, в раннем голоцене на севере современной Сибири и на Чукотке населявшие тогда эти места племена активно торговали и обменивались обсидианом и изготовленными из него орудиями труда. При этом, меняя хозяев, такие камни могли проделывать по Арктике просто огромный путь. Археологи выяснили, что когда-то в этих местах существовала дорога торговли обсидианом длиной почти в 2000 км.
По словам доктора географических наук Ярослава Кузьмина, такие расстояния даже для районов с более теплым климатом можно считать не просто дальними, а очень дальними. Помимо этого, по мнению ученых, обнаруженная ими ледяная дорога эксплуатировалась когда-то в 4 раза дольше, чем знаменитый Великий Шелковый путь и, возможно, намного более интенсивно. Кроме того, оказалось, что по возрасту найденная в Арктике торговая артерия почти в два раза старше египетских пирамид.
Особенности древней торговли
Начинался Великий ледовый путь в древние времена возле озера Красного на Чукотке, существующего и поныне. Заканчивался же он на острове Жохова. Климат во времена существования этой дороги на Чукотке и на севере Сибири, то есть 8 тыс. лет назад, по мнению ученых, был несколько более мягким, чем сейчас. Но все равно в этих районах тогда большую часть года стояли жуткие холода.
Путешествовали торговцы обсидианом по Великому ледовому пути по снегу на собачьих упряжках. При этом по всей протяженности дороги в древние времена, как удалось выяснить исследователям, существовали особые обменные пункты. То есть весь ледовый путь целиком продавцам обсидиана проходить приходилось редко. Обычно эти древние коммерсанты доезжали только до ближайших обменных пунктов. Далее обсидиан, в зависимости от обстоятельств, мог перевозиться дальше уже теми, кто получил его в собственность. То есть, проще говоря, представлял собой Великий ледовый путь не обычную наезженную торговую артерию, а нечто вроде древней, неплохо отлаженной, биржевой торговой системы.
Таким образом, как выяснили ученые, преодолевать 2000 км по ледяной пустыне в мороз и холод торговцам не приходилось. Да и выдержать подобный путь было бы на самом деле очень сложно. Однако работа древних коммерсантов все же была очень тяжелой и полной опасностей. Перемещаться по заледеневшей территории торговцам для продажи их товара приходилось подолгу. Расстояние между обменными пунктами на Великом ледовом пути было достаточно большим и могло доходить до700 км.
Как было сделано открытие
Началась работа археологов, сообщивших о существовании в Арктике великого торгового пути, с исследований острова Жохова. Этот не слишком большой кусок земли в настоящее время является частью комплекса Де Лонг Нового Сибирского архипелага. Восемь же тысяч лет назад он даже не представлял собой остров и был связан с материком.
В процессе исследований на острове Жохова командой ученых было найдено более 79 обсидиановых древних инструментов труда. Чтобы изучить эти интересные артефакты потщательнее, археологи отправили 14 их образцов на лабораторные исследования. Ученым стало интересно, были ли изготовлены обнаруженные орудия труда на самом острове или же их привезли откуда-либо еще.
Поразительные результаты
В лаборатории найденные археологами артефакты подвергли тщательному обследованию с помощью XRF — мягкого рентгеновского флуоресцентного излучения. Далее полученные результаты сравнили с данными о происхождении подобных орудий труда из нескольких других районов Сибири. В результате учеными был сделан вывод, что некоторые из найденных на острове Жохова инструментов с вероятностью до 90% привезли сюда не откуда-нибудь, а аж с мыса Медведжьего на Красном озере на Чукотке.
Конечно же, этот факт просто поразил археологов и географов. Ведь расстояние между пунктом изготовления обнаруженных ими орудий труда и их конечным «потребителем» составляло тысячи километров по безжизненной местности. Для того чтобы организовать такую масштабную торговлю, древним племенам нужно было иметь на самом деле очень высокую степень организации.
Каким образом перевозился обсидиан и инструменты из него
Конечно же, для совершения таких дальних переходов древним торговцам требовались особые навыки, знания и умения. Разумеется, представители древних племен, живших на севере Сибири и на Чукотке 8 тыс. лет назад, умели делать как лыжи, так и снегоступы. Однако даже не слишком длительные переходы с использованием подобных приспособлений, безусловно, были бы предприятием очень тягостным физически и при этом не слишком продуктивным.
Как предположили ученые, перевозиться обсидиановый товар древними торговцами мог только на собачьих или оленьих упряжках. При этом интенсивнее всего обнаруженный Великий ледовый путь эксплуатировался местными племенами, по всей видимости, ранней весной — то есть в марте-апреле. В это время снег в Арктике еще имеет достаточно высокую плотность и не слишком большую влажность, чтобы по нему легко могли скользить полозья саней. При этом и дни ранней весной в этих местах, в том числе и 8 тыс. лет назад, становились уже более длинными.
Древние ездовые собаки: реконструкция
Конечно же, археологам, решившим поподробнее изучить древнюю ледяную торговую дорогу, в скором времени удалось найти и физические доказательства своих предположений. В местах перевозки обсидиановых изделий ученые обнаружили в том числе и останки древних ездовых собак.
Как отмечают археологи, такие животные 8 тыс. лет назад использовались для передвижения человека очень интенсивно. Похожи древние ездовые собаки при этом были на современных сибирских хаски. У принадлежавших местным племенам животных была длинная густая шерсть, хорошо защищавшая их от холода. При этом на хаски древние ездовые собаки были похожи не только по строению тела. Эти животные, по заявлению археологов, имели практически такие же размеры и вес.
Сани
Запрягались ездовые собаки для перевозки обсидиана и изделий из него 8 тыс. назад в достаточно совершенные по конструкции сани. Последние представители древних племен изготавливали из дерева. Размеры сани, предназначенные для собак, имели небольшие и в них мог поместиться обычно один человек. По внешнему виду эти древние средства передвижения были немного похожи на те, которые используются сейчас, к примеру, при проведении гонок на собачьих упряжках.