Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

История архитектуры учит размещать один кирпич поверх другого для создания большего, нового объекта из отдельных мелких элементов. Элементы и формы, собранные вместе, становятся сложной фигурой, функциональные возможности которой гораздо шире, чем у каждого элемента по отдельности. История видеоигр тоже учит логике, но случаются и противоречия. Речь пойдет о самой противоречивой игре, самой парадоксальной из созданных. Это тетрис — здесь ней надо строить, чтобы уничтожить.

Лиха беда — начало, а что же ждет в конце?

За всю историю видеоигр модульный принцип сталкивался с одним из самых существенных противоречий всех времен в тетрисе. Игра была изобретена 6 июня 1984 года молодым программистом, работающим в Академии наук СССР, Алексеем Пажитновым. Игра стала культовой и завоевала весь мир.

Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

Вначале тетрис не предназначался для того, чтобы объединять отдельные комбинации тетримино (плоские фигуры из трех квадратов). Первая версия была основана на использовании пентомино (фигуры, состоящие из пяти квадратов).

Но сегодня на игровом поле поражает именно гармония отдельных фигур и их комбинаций — с дополнительным модулем наверняка были бы совершенно разные комбинации и формы.

Первая версия игры, созданная Пажитновым, использовалась на машине Electronics 60, и ее визуальный синтез был еще более абстрактным.

Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

В то время использование графического и привлекательного игрового интерфейса было лишь далекой мечтой, и визуальный синтез блокирующих друг друга блоков был получен с помощью двух квадратных скобок «[]», которые напоминали квадратную форму. Совсем как в архитектуре, графике и многих других изобразительных искусствах, где сопоставление двух разных элементов напоминает нам о третьем.

Тетрис родом из Советского Союза

Тетрис, однако — это не только красивая история творчества. Это продукт, который дал мощный импульс игровой индустрии, особенно с точки зрения корпоративных интересов и интеллектуальной собственности. Революционное влияние тетриса было настолько велико, что оно нарушило догмы �железного занавеса�, раздвинуло границы.

Во всем этом процессе, который имеет очень мало общего с творчеством, безусловно, наиболее поразительным является принципиальная позиция Пажитнова, который решил, а может, решили за него, не патентовать игру. Романтический принцип — поддержать великую цифровую революцию 90-х годов. Зачем нужны патенты? Алексей Пажитнов не запатентовал изобретение, поэтому владельцем нового вида строительства стало, по всей вероятности, государство.

Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

Весь мир �в кармане�

Тетрис стал молниеносно распространяться, к удивлению Пажитнова и его коллег. Работники внешнеэкономической отрасли СССР должны были выяснить возможности распространения игры. Но самым сложным оставался вопрос идеологии — как совместить изобретение коммунизма с интересами капитализма.

В книге Дэна Аккермана «Эффект тетриса: игра, загипнотизировавшая мир» подробно описываются все перипетии истории создания и распространения тетриса, который игнорировал границы и запреты.

Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

К сожалению, в России мало кто знает создателя увлекательной игры, и это о многом говорит. Вкратце об этапах распространения: корпорация Maxwell достигла соглашения о распространении игры на Западе, а Nintendo разработала версию этой игры на знаменитом Game Boy. По чисто техническим причинам и особым договоренностям некоторые версии были разработаны только для персональных компьютеров.

Одним словом, когда мир поголовно влюбился в тетрис, поздно было бабочек ловить — уже было продано много версий одной идеи.

Загадка тетриса, или Как архитектурный парадокс стал всемирно известной игрой

Назад в будущее

Охватывает чувство гордости за наших программистов, которые покоряют мир и при этом остаются без патентов, не удивлюсь, если и без денег…

Мы говорим о тетрисе, которому скоро исполнится 40 лет (в 2024 году), но он по-прежнему молод, свеж и понятен каждому. Гениально, но его простота не потеряла актуальности ни на один день.

Собор Василия Блаженного украшает упаковку игры, придавая ей сакральное значение. А характерная музыкальная тема по-прежнему является безошибочным знаком к началу игры во всем мире.

Тетрис был воспроизведен буквально на всех, какие можно представить, технологических устройствах, в дополнение к более традиционным: калькуляторам, часам, телефонам и многим другим.

Для каждой новой технологической штуковины, можете быть уверены, будет приложена версия этой уникальной игры — тетрис.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.