Загадка – это иносказательное описание предмета или явления. Жанр загадки известен с древнейших времён. Познавая мир, человек пытался найти объяснение всему, что происходит вокруг: смена дня и ночи, времён года, выпадение осадков, рост растений, поведение животных, смерть. Результатом попыток понять существующее положение вещей стали мифы – сказания, воспроизводящие представления людей о природе и жизни общества. Для мифов характерны метафоризация, очеловечивание природы, сопоставление объектов и событий. Позже всё перечисленное отразилось в загадках, которые использовались для обучения, интеллектуальных состязаний и досуга. Героями загадок становились люди, животные, растения. Иносказательно назывались предметы быта и природные стихии.
Один из наиболее популярных персонажей загадок – медведь. И это неудивительно. Люди воспринимали косолапого хищника как божество, общего с человеком предка, хранителя рода, двойника человека, хозяина потустороннего мира и т. д. Многие народы придерживались выработанных правил поведения по отношению к медведю. Не разрешалось произносить истинное название Топтыгина.
Загадка про медведя для детей
Как и другие произведения народного творчества, загадки вначале сочинялись для взрослых, а потом перешли в детский фольклор. С течением времени становились известными и авторы загадок. К жанру загадки прибегали К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, Б.В. Заходер и другие не менее известные писатели.
В загадках прошлого и нынешнего века медведь уже не выглядит страшным хищником, носителем некой магической силы. Чаще всего это просто лесной зверь, который спит зимой, любит лакомиться малиной и мёдом, имеет громкий голос, воюет с пчёлами за порцию мёда. Загадки с ответами про медведя выглядят примерно так:
1. Он любит ягоды и мёд,
Зимой в берлоге он живет.
Он симпатичный, правда ведь?
Мохнатый увалень… (Медведь)
2. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Загадки о разных медведях
Дети нашего времени видят живого медведя только в зоопарке или по телевизору, зато в магазинах игрушек продаётся много плюшевых мишек всевозможных размеров и цветов. С мишками ребята играют в «Дочки-матери», любимую игрушку кормят кашей, учат садиться на горшок, укладывают с собой спать и выводят на прогулку. Взрослые сочиняют загадки и об игрушечных медведях. В одной из таких загадок предлагается угостить своего плюшевого друга мёдом и смастерить для мишутки жилище:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
Все вышеперечисленные загадки – о буром медведе, который обитает в средней полосе России. Однако загадка про медведя для детей не всегда подразумевает медведя именно этой породы. Малышам XXI столетия доступно больше информации, чем предыдущим поколениям. Ребята знают о том, что на планете Земля живёт много непохожих друг на друга медведей. Звери по-разному питаются, охотятся, взаимодействуют с другими животными. Поэтому широко распространены и загадки про белых медведей, например:
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
У моржа соседи – белые … (медведи).
Появляются интересные загадки о медведях, живущих в дальних странах, в частности, о панде:
Что за зверь в Китае есть?
Не медведь и не барсук.
Не траву он любит есть,
А молоденький бамбук!
Что даёт ребёнку отгадывание загадок про медведя?
Даже проживающий в сельской местности малыш не всегда имеет возможность видеть медведя вживую (да это и опасно). При помощи загадок, а также сказок, рассказов, песен дети узнают о том, кто такой медведь, как он выглядит, где живёт, чем питается. Постепенно ребёнок проявляет интерес к обитателям леса, поля, луга, других природных сообществ, учится беречь природу. Так что загадка про медведя для детей важна с точки зрения формирования у них экологических представлений.
Загадывание и отгадывание загадок (в том числе о медведе) способствует развитию интеллекта и речи малыша. Благодаря образному языку, метафоричности загадок дети учатся видеть и понимать прекрасное.
Когда и как знакомить малыша с загадками о медведе?
Загадывать загадки о хозяине леса можно трёхлетнему крохе. Если он еще ничего не знает об этом животном, то с игрой в загадки нужно повременить. Для начала следует показать ребёнку картинку, вместе с ним попробовать охарактеризовать зверя (большой, бурый, на лапах когти, рычит, добывает мёд и т. д.). Чем больше будет известно о медведе, тем быстрее кроха отгадает даже самую замысловатую загадку. Также найти правильный ответ помогут наводящие вопросы, подсказки («Какое животное спит зимой?», «Кто любит малину?», «Кто лакомится мёдом?» и т. д.).
С детьми постарше (от пяти лет) вполне реально составить тематический альбом о медведе. В содержание альбома могут входить не только загадки, но и сказки, стихотворения, прибаутки, научно-популярные заметки об этом удивительном животном. Вполне возможно, что в результате проделанной работы загадка про медведя для детей станет продуктом творчества самого маленького исследователя.