Зачем нужны загадки о растениях? Не проще ли доступным языком объяснить детям, чем, например, отличается одно дерево от другого? Конечно же, проще! Но – скучнее. И нет уверенности, что поданные обычным способом знания оставят в памяти след.
Зачем нужны загадки о растениях?
Знания, полученные методом дознания, опытным путём и с приложением усилий, всегда бывают более прочными. Именно поэтому лучшим способом подачи нового познавательного материала считается вариант загадки. О растениях же их существует такое множество! Некоторые заставляют довольно долго поломать голову. А иные расшифровать достаточно просто подбором рифмы.
Особенно интересны загадки о растениях малышам. Они быстро запоминают ритмичные строчки, тренируя память. Да и необходимость искать подходящую рифму развивает их поэтическое чувство.
Кроме того, в загадках часто используется сравнение, олицетворение. Это важные литературные приёмы, которые помогают людям видеть в природе прекрасное, развивают образное мышление, учат красиво излагать свои ощущения, описывать окружающий мир.
Использование загадок на занятиях труда и рисования
Каждый педагог старается преподнести новый материал увлекательно. Поэтому загадки для детей о растениях будут уместны на занятиях по лепке или рисованию. Например, стихи о грибах позволят не только выделить их важные отличительные особенности, но и покажут способ литературного олицетворения.
Поищу в лесу немножко
Гномов возле кочек.
Ручек нет, шляпка на ножке –
Что это? (Грибочек)
Можно не только ограничиться загадками, показом картинок малышам, но и дать начальное понятие о съедобных и ядовитых грибах.
Загадки на уроках по окружающему миру и литературе
В начальной школе дети учатся различать породы деревьев. Загадки на тему «Растения нашей планеты» дадут некоторые знания в этой области.
Летом с веток снег слетает –
Восхитительно!
На земле лежит, не тает.
Удивительно!
Многие дети сразу же догадаются, что речь в загадке идёт о тополе. Именно это дерево прячет свои семена в пуховый комочек, который так похож на снежный.
А вот загадка про иву или ветлу у многих ребят может вызвать затруднение. Ведь не всем детям удаётся проводить время в сельской местности, где они могут увидеть эти деревья и отметить, что с их ветвей часто капает жидкость даже в самый жаркий полдень.
Горестно опущенные ветки,
Капают с них слезки целый день.
И когда жара и зной, все детки
Прячутся под ней в густую тень.
Также эти загадки можно использовать на занятиях по литературе, когда детям даются знания о сравнениях и олицетворениях в русском языке. Стихотворные строчки не только должны содержать сведения о растениях и их отличительные особенности, но и быть написаны красивым слогом.
Например, в загадке про тополь пух называется снегом. Это образное сравнение. А капли с ветвей деревьев сравнивают со слезами. Дерево олицетворяется автором. Оно, словно человек, плачет. И это сравнение часто фигурирует в названии – плакучая ива.
Важные сведения, скрывающиеся в короткой загадке
Обязательно в начальной школе отводится занятие, на котором дети знакомятся с экзотическими цветами, выращиваемыми в домах и оранжереях. Вот тут-то и пригодятся загадки о комнатных растениях, благодаря которым можно узнать много интересного и важного.
В декабре цветёт оно,
Стало сказочным окно!
Стебель его – лист.
Зовётся – … (декабрист).
Из короткого стихотворения дети узнают сразу три важные особенности этого цветка. Во-первых, декабрист – растение комнатное, раз «стало сказочным окно». Во-вторых, у него интересный стебель, который состоит из плоских, похожих на листочки, сочленений. В-третьих, цветёт это растение в середине зимы.
Конечно, следует пояснить детям, что комнатным декабрист является только в средней полосе. А на своей родине, в тропических лесах Южной Америки, этому растению достаточно тепла и вне помещения. И зовут его там совсем по-другому – зигокактусом.
Коротко о главном
Загадки являются тем литературным жанром, который появился ещё в древности. Примеры замечательных шедевров в этом жанре дошли до нас в устном народном творчестве. Именно загадки помогают не только узнать что-то новое, но и почувствовать красоту русского языка.