Время правления последнего из российских императоров не имеет однозначной исторической оценки. Одни ученые бесконечно восхищаются достижениями России, другие же каверзно замечают, что, если бы все было столь прекрасно, не случилась бы революция. В советский период история правления Николая Второго освещалась весьма однобоко и скупо.
Сам правитель представлялся слабовольным и мало понимающим в государственных делах, а его министры представали со страниц учебников как некие монстры, ведущие Россию к упадку и гибели. Революционеры же при этом позиционировались как герои, спасшие страну от падения в экономическую и политическую пропасти, и освободившие народ от ярма бесправия, угнетения и безграмотности.
Действительно, после революции так называемые «ликбезы» находились практически повсеместно. Но на самом ли деле народное образование при последнем императоре отсутствовало?
Курс на устранение безграмотности
Николай Второй не был сторонником кардинальных и жестких мер. Именно поэтому он зачастую воспринимается, как человек мягкий и безвольный. Император полагал, что любые нужные стране изменения должны быть постепенными, а не представать в виде шокирующих реформ.
Именно при Николае Втором Россия, являвшаяся фактически отсталой аграрной страной, взяла курс на развитие промышленности, на индустриализацию. Большевики по сути лишь продолжили то, что началось при императоре.
В отношении всеобщего народного образования ситуация сложилась аналогично. 3 мая 1908 Николай одобрил и подписал законопроект, предписывающий в течение десяти лет повсеместно ввести массовое обязательное начальное образование. Предполагалось, что все дети в возрасте 8-12 лет станут учиться бесплатно и их сословие при этом не будет иметь значения.
В чем суть этого законопроекта?
Законодательный акт определил ряд ключевых моментов, которые должны были стать фундаментом новой образовательной системы Российской империи.
Заключались они в следующем:
- обязательное начальное образование для детей как мужского, так и женского пола, находящихся в возрасте от 8 до 12 лет;
- длительность обучения – 4 года;
- на каждого педагога должно приходиться не более полусотни учеников;
- открытие и содержание учебных заведений вверялось местным властям, но подразумевалось и централизованное финансирование.
Денежные средства, выделенные из казны для обустройства школ, между провинциями распределяло Министерство народного просвещения.
А были ли русские люди безграмотными?
Школа, доступная для всех желающих, это вовсе не достижение Николая Второго и уж тем более — не введение большевиков. Образование на Руси, как и в других государствах, было. Конечно же, речь идет о церковно-приходских классах.
Почти при каждом монастыре, церкви или соборе можно было выучиться грамоте. В качестве примера можно привести жизнь Сергия Радонежского. Он ведь был обычным крестьянином. А разве Ломоносов, отправившись учиться в столицу, был неграмотен? Конечно же, нет.
Помимо бесплатного образования при церквях, можно было получить и вполне светское. Гимназии, университеты и институты существовали в России точно также, как и в любой другой стране. Обучение в них было платным, однако, не для всех. Талантливые, одаренные дети могли сдать своеобразный экзамен и обучаться в гимназии без оплаты.
Что же касается женского образования, то оно также присутствовало. В гимназиях для девочек программа обучения отличалась от той, по которой занимались мальчики. В женском образовании уделялось больше внимания домоводству, музицированию, азам бухгалтерии, танцам, этикету и прочим подобным предметам.
Соответственно, при последнем российском императоре была заложена реформа образования, которая делала его не столько доступным, сколько обязательным. До законопроекта, утвержденного Николаем Вторым, не было принуждения к овладеванию грамотой. Именно этим и объясняется то, что некоторые люди не умели читать или писать.