С каждым годом промышленность и грузооборот России постепенно растет. Соответственно, можно наблюдать большое развитие сферы грузоперевозок, особенно автомобильных. Однако обязательным условием, при котором разрешается перевозка товара на грузовиках, является наличие тахографа.
Что это за устройство
Тахограф представляет собой техническое устройство контроля, которое выполняет функцию регистрации информации о маршруте движения и скорости определенного транспортного средства. Также данный прибор способен контролировать режим отдыха и труда водителя. Вся эта информация записывается на так называемую «шайбу» (ее вы можете увидеть на фото ниже), либо на электронный чип.
Разновидности
В зависимости от того, каким способом устройство записывает информацию (в электронном или механическом виде), различают несколько типов тахографов:
В чем отличие цифрового и аналогового тахографа
Главное отличие данных устройств заключается в способе хранения информации. Цифровые тахографы имеют специальную смарт-карту, куда все данные записываются в электронном цифровом виде. Аналоговые же делают запись на круглые рекордные листы. Такие «шайбы» являются одноразовыми. Их водитель должен использовать в течение суток, после чего крышка тахографа вскрывается, и на ее место устанавливается новый записной лист.
Особенности аналоговых устройств
Такие приборы включают в себя три пера. Последние во время движения и стоянки вырезают следы на круглой диаграмме («шайбе»), поверхность которой покрывается слоем воска. На данном листе отображаются следующие параметры:
Последний параметр делится еще на несколько подкатегорий. В режиме водителя специальными символами отображается время вождения, отдых и прочее рабочее время. Среди перечисленного следует отметить один момент. На аналоговом тахографе отображается время ожидания или сна в кабине второго водителя. То есть, зная все надписи на «шайбе», можно с точностью до минуты определить, как долго, на какое расстояние и насколько быстро двигался грузовик по определенному маршруту. Кстати, сам маршрут тоже указывается на листе (правда, вручную). На «шайбе» есть специальные поля, где водитель записывает его ежедневный рабочий период, место отправления и назначения, количество отдыхов и прочую работу, сделанную вне грузового транспортного средства.
Особенности цифровых устройств
Цифровой тахограф на грузовой автомобиль стали устанавливать почти все европейские автокомпании с 2003-2004 годов. Такие устройства состоят из двух частей:
Работает тахограф очень просто. Юнит грузовика получает сигнал от отправителя (этот элемент расположен в КПП), который дальше идет на спидометр, где водитель может его увидеть. Время для сигнала устанавливается по Гринвичу. Сам юнит имеет встроенную системную память, в которой могут храниться данные обо всех водителях и их периоде вождения в течение 12 месяцев. Также здесь фиксируются все ошибки, которые происходили в приборе, время последней калибровки, отметки контролирующих органов, а также любые попытки вмешаться в систему.
На какие авто устанавливать
Закон о тахографах на грузовиках гласит, что для исполнения внутренних и международных перевозок данным устройством необходимо оснащать следующие типы транспортных средств:
Именно эти три категории транспортных средств попадают под закон о тахографах. На грузовиках типа «ГАЗель» монтаж данных устройств не является обязательным действием.
Помимо этого, установка тахографов распространяется на автобусы, чья полная масса составляет более 15 тонн. При этом не обязательно монтировать данные приборы на обычные микроавтобусы, которые осуществляют городские и пригородные пассажирские перевозки.
Штрафы
С 2014 года Министерством транспорта утверждены новые штрафы, которые распространяются на физические и юридические лица за отсутствие тахографа в машине. Так, если на грузовике нет надлежащего устройства, на водителя (или компанию) накладывается штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Та же самая сумма может быть выписана за неисправный или вовремя не откалиброванный тахограф. Напомним, что каждые 3 года данный прибор проходит обязательную калибровку в специализированных сервисах.
За нарушение режима труда и отдыха на водителя возлагается штраф в размере 1 и 10 тысяч рублей (для физических и юридических лиц соответственно).
За сколько можно установить тахографы на грузовые автомобили
Цена на установку данных приборов варьируется в пределах от 10 до 20 тысяч рублей. Замена устройства на аналоговое – примерно 15 тысяч. Установка тахографов на грузовые автомобили включает в себя целый комплекс работ. Сюда входит:
- Монтаж.
- Активация блока.
- Первичная калибровка.
- Опломбирование контрольного аппарата.
Отметим, что установка тахографов производится исключительно обученными мастерами. Самостоятельно же сделать монтаж и калибровку невозможно. А любое незаконное вмешательство в систему карается штрафом. Поэтому установка тахографов на грузовые автомобили делается лишь в специализированных мастерских. Они имеют все необходимые разрешения на работу с подобными устройствами.
Многие компании предлагают услугу «тахограф с установкой». То есть вы покупаете у фирмы прибор, и вам тут же его устанавливают на автомобиль. Стоит такая услуга от 35 до 50 тысяч рублей в зависимости от типа устройства (цифровой или аналоговый). Сама установка тахографов на грузовые автомобили занимает не более 3-4 часов. Также можно заказать установку GPRS-модема в устройство. Таким образом, вы всегда будете в курсе, где конкретно находится ваш грузовик в то или иное время.
Итак, мы выяснили, обязательно ли нужна установка тахографов на грузовые автомобили, а также разобрали особенности цифровых и аналоговых устройств.