Слово танцовщица находится среди тех лексем, в которых часто допускают ошибку в постановке ударения при их произнесении. Между тем относительно танцовщицы существует четкое правило, которое не допускает никаких вариантов, кроме одного, и его легко запомнить.
Не путать с устаревшим вариантом
Слово танцовщица в разговорной речи употребляется в двух вариантах:
- первый вариант: танцОвщица — с ударением на втором слоге;
- второй вариант: танцовщИца — с ударением на третьем слоге.
Согласно Орфоэпическому словарю (Словарю ударений русского языка), правильным вариантом является исключительно первый — танцОвщица.
В качестве примера можно привести отрывок, взятый из пьесы М. Ю. Лермонтова Маскарад:
В граненых кубках пенится и блещет,
Беседа шумная, острот не перечесть.
Потом в театр — душа трепещет
При мысли, как с тобой вдвоем из-за кулис
Выманивали мы танцовщиц и актрис…
Если же вы будете ставить ударение на второй слог и говорить танцовщИца, вы будете следовать норме, которая является устаревшей. Однако еще некоторое время назад этот вариант также признавался верным. Например, в стихотворении Николая Гумилева под названием Каракалла есть такие строки:
Но к чему победы в час вечерний,
Если тени упадают ниц,
Если, словно золото на черни,
Видны ноги стройных танцовщиц?
По всей вероятности, ошибочное произнесение слова с ударением на третьем слоге происходит именно из-за того, что в недалекие времена оно было нормой. Но, как бы там ни было, эти времена прошли. И, чтобы не делать ошибки, следует ориентироваться на вариант этого слова в мужском роде: танцОр.