Прежде чем рассмотреть модель вездехода ГАЗ-34039, следует немного вспомнить историю создания автомобилей подобного типа. Первый образец был выпущен в 1903 году, для того чтобы владелец мог принять участие в ралли Париж-Мадрид. Идея же гусеничного вездехода начала разрабатываться с 1910 года, когда появилась необходимость преодоления местностей с болотистыми участками, которые невозможно объехать, и снежного покрова.
Впервые в СССР вездеход был создан в 1936 году. Его проходимость позволила использовать автомобиль вне зависимости от погодных и дорожных условий. Благодаря таким конструктивным особенностям как турбодизельный двигатель и широкие гусеницы с развитыми грунтозацепами, вездеходы используются для продвижения по слабым и зыбким грунтам, бездорожью, снегу. На сегодняшний день на них осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, спасательные операции, исследовательские экспедиции.
Вездеход Горьковского автомобильного завода
Широко применяемый на сегодняшний день вездеход ГАЗ-34039 был создан на заводе на основе своего предшественника ГТ-СМ (ГАЗ-71). Эта модель выпускалась с 1968 по 1985 г. на Заволжском заводе гусеничных тягачей и применялась в северных регионах при освоении новых территорий и эксплуатации труднодоступных участков.
После нескольких модификаций на Горьковском автозаводе начали выпускать вездеход ГАЗ-34039. Данная модель имеет дизель с турбонаддувом Д245-12С, выдающий 110 л. с. Для того чтобы двигатель можно было запускать при низких температурах, инженеры предусмотрели предпусковой подогреватель. Вездеход оборудован пятиступенчатой коробкой передач и ходовой частью с 12 опорными катками.
Этот снего-болотоход не является единственным – это целое семейство различных модификаций. Если говорить об использовании ГАЗ-34039 – технические характеристики его отлично подходят для суровых климатических условий и регионов с труднопроходимой местностью.
Некоторые характеристики вездехода
Конечно, простому обывателю технические характеристики болотохода практически ничего не скажут. Но для тех, кто использует вездеход ГАЗ-34039, они могут сказать о многом. Итак, он может буксировать прицеп весом 2000 кг. Угол бокового крена составляет 25о. Максимальный преодолеваемый угол подъема — 3о. Грузоподъемность — 1200 кг. Вместимость пассажирского отсека – 10 человек. Топливный бак – 370 л. По шоссе может передвигаться с максимальной скоростью 60 км/ч, а по воде – 6 км/ч. Средний расход топлива составляет 50 л на 100 км.
Модификации вездехода
На сегодняшний день болотоходы можно подразделить на три категории:
- Грузопассажирские с тентованным верхом (ГАЗ-34039-23, 34039-22, 34091 «Бобр»).
- Пассажирские с металлическим верхом и автономным отопителем (ГАЗ-3409 «Бобр», 34039-33, 34039-32).
- Пассажирские с автономным отоплением и двойным утепленным тентом (ГАЗ- 34039-13, 34039-12).
Все варианты вездехода ГАЗ-34039 рассчитаны на работу и безгаражное хранение при температурах от -50 до +40 градусов по Цельсию. Большинство из них рассчитаны на автономное существование вдали от базы до 3 суток.
Применение и использование вездехода
На базе снего-болотохода созданы модели, которые используются не только для перевозки грузов или пассажиров. Самоходные бурильные установки способны делать инженерно-технические скважины в грунтах до IV степени сложности. Станции СВП используются для доставки оборудования, материалов и сотрудников, а также для сейсмической разведки. Пожарные машины и машины МЧС на базе вездехода способны добираться в труднодоступные места для тушения пожаров, оказания помощи и выполнения спасательных работ.
Вездеходы ГАЗ-34039 используются для выполнения самых различных работ в местах, где использование стационарного оборудования невозможно или нерентабельно. Производит снего-болотоходы завод, который выполняет заказы для армии Российской Федерации, поэтому сомневаться в их надежности не приходится.