Правильное формирование личности ребенка – это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать и воспитатели.
- Введение новых норм обучения
- Каково предназначение ФГОС в детском саду?
- Задачи дошкольного образования
- Задачи дошкольного воспитания (ФГОС)
- Работа воспитателя по ФГОС
- Направления развития дошкольника по ФГОС
- Об особенностях познавательного развития
- Специфика речевого развития дошкольников
- Особенности развития трехлетнего малыша
- Особенности развития малыша второй младшей группы
- Особенности развития четырехлетнего малыша
- Особенности развития пятилетнего малыша
- Способы создания развивающей среды для дошкольников
- Подводим итоги
Введение новых норм обучения
В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС). Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей.
Каково предназначение ФГОС в детском саду?
Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Задачи дошкольного образования
Речевое развитие дошкольников по ФГОС задачи ставит следующие: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.
Задачи дошкольного воспитания (ФГОС)
Речевое развитие дошкольников по ФГОС (цели и задачи вкратце рассмотрены выше) ведется в нескольких направлениях:
- обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
- наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
- систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
- воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
- создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
- поддержка формирования познавательных процессов у малышей.
Работа воспитателя по ФГОС
Основная задача любого воспитателя — речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.
Направления развития дошкольника по ФГОС
По новым стандартам детские сады обязаны предоставлять дошкольникам следующие направления развития:
- познавательное;
- социально-коммуникативное;
- художественно-эстетическое;
- речевое;
- физическое.
Об особенностях познавательного развития
ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области.
Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. В качестве задачи ставится формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях, свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах).
Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у малышей любовь к своей Отчизне. Занятия формируют представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, помогают совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях, многообразии народов и стран.
Специфика речевого развития дошкольников
Речевое развитие дошкольников по ФГОС в 1 младшей группе ставит задачу овладения речью как необходимым средством для культуры и общения. Также занятия помогают малышам обогащать словарный запас, формировать фонетический слух.
Какие моменты должны быть учтены воспитателями, планирующими речевое развитие дошкольников?
По ФГОС ДО в дошкольный период с помощью познавательной культуры идет формирование у ребенка первичных представлений об окружающем мире. По мере роста образ мира у малышей меняется. Не стоит забывать о том, что путь познания и развития у маленького человека существенно отличается от представлений взрослых, которые способны воспринимать окружающие явления и предметы собственным интеллектом, в то время как дети знакомятся с разными явлениями с помощью эмоций. Взрослые люди предпочитают обрабатывать информацию, не уделяя должного внимания человеческим отношениям. Дошкольники не могут качественно и быстро обрабатывать большой поток знаний, поэтому для них отношения между людьми играют очень большую роль.
Особенности развития трехлетнего малыша
Для трехлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста – конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю. Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?), внутренние (Зачем? Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.
Особенности развития малыша второй младшей группы
Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.
Особенности развития четырехлетнего малыша
В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка. Очень важно речевое развитие дошкольников. По ФГОС, средняя группа — это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире. Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.
Особенности развития пятилетнего малыша
В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.
Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его – заинтересовать малыша. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого». В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру.
Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, – присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» – залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро — для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.
Способы создания развивающей среды для дошкольников
Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.
В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует возрастным особенностям детей, а также содержанию образовательной программы.
Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.
Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников.
Подводим итоги
Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности развития памяти, мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций), а также условий развития и воспитания личности.
В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.
Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.
В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.
В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.