Все люди, в той или иной степени, являются непосредственными потребителями определенных товаров и услуг. И, как правило, именно покупатели остаются самыми незащищенными в наше время. Какой смысл несет в себе праздник День защиты прав потребителя?
История возникновения
Всемирный день защиты прав потребителей официально приобрел статус праздника в марте 1983 года. Эта традиция берет свое начало с выступления в 1961 году президента США Д. Кеннеди.
В своей речи он впервые дал четкое определение понятию потребитель. Президент отметил, что это особая экономическая группа, интересы которой затронуты абсолютно во всех сферах жизни. На основании этого Кеннеди выделил несколько правовых аспектов, которые впоследствии послужили основой соответствующему закону:
- право на безопасность;
- право на получение информации,
- право выбора;
- право на предоставление возможности быть услышанным.
Немного позже этот список был расширен, и в него вошли:
- право на возмещение ущерба;
- право иметь благоприятную окружающую среду;
- право на образование в качестве потребителя;
- право удовлетворять базовые потребности.
Закон РФ О защите прав потребителей
7 февраля 1992 года правительством РФ был принят закон, регламентирующий права потребителей. Стоит отметить, что к этому привела острая необходимость урегулирования отношений между продавцом, которым чаще всего являлось государство, и покупателем.
После вступления в действие этого закона День защиты прав потребителя получил широкую известность в России. Средствами печати и массовой информации в настоящее время все чаще освещается эта тема, для того чтобы, оказавшись в спорной ситуации, потребитель знал и понимал, в чем заключаются его права и обязанности.
Как быть, когда нарушаются права потребителя
В таких случаях стоит запомнить всего несколько моментов:
Эти и многие другие ситуации более подробно рассмотрены в федеральном законе о правах потребителей.
Роль праздника в Российской Федерации
У нас в стране не принято полномасштабно отмечать подобные праздники. Однако многие помнят, что 15 марта празднуется День защиты прав потребителя в России. Этому во многом способствуют Интернет-ресурсы, газеты, журналы, реклама на телевидении и на плакатах.
Учреждения общего обязательного образования и университеты также проводят пропаганду, касающуюся этого вопроса. Все мероприятия организуются с целью просвещения сегодняшней молодежи. Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило, куда оно может обратиться по вопросу защиты своих прав и в каких случаях. Тематические классные часы, викторины, игры ежегодно проводятся в День защиты прав потребителя в школе. Ребята с большим интересом принимают участие в подобных мероприятиях, неосознанно приобщаясь к изучению российского законодательства.
Роль праздника за пределами России
Во Всемирный день защиты прав потребителей все страны открывают горячие линии, с помощью которых любой желающий может решить проблему, связанную с покупкой некачественного товара или с ненадлежащим оказанием определенной услуги. Также организуются всевозможные демонстрации и митинги, для того чтобы привлечь как можно больше людей.
Во многих странах день защиты прав потребителя отмечается шопингом, в процессе которого совершенно необязательно покупать вещи в магазине, а стоит всего лишь внимательнее присмотреться к качеству товара и оценить уровень оказания той или иной услуги.
Тематики и девизы праздника
Традиционно День защиты прав потребителей имеет определенную направленность и проходит под соответствующим девизом, который принимается Международной федерацией организаций потребителей. Каждый из слоганов соответствует теме, на которую будет направлено усиленное внимание.
Как проходил День защиты прав потребителя в этом году в России
В этом году в нашей стране праздник был посвящен теме здорового питания. Болезни, связанные с неправильным подбором рациона, стоят на одном из первых мест. Ожирение, сахарный диабет, повышенный холестерин – вот основные проблемы современного человека. Навязчивая реклама, маркетинговые приемы, отсутствие необходимой информации влекут за собой спрос на вредные продукты. В таких случаях необходимо помнить, что любой человек может обратиться в Роспотребнадзор по вопросам отстаивания собственных прав и интересов. Именно с этой целью государство всеми способами поддерживает разнообразные мероприятия, приуроченные к такому празднику, как День защиты прав потребителя.
В заключение стоит отметить, что с каждым днем в обществе растет потребительская безграмотность. Наша общая цель — научить отстаивать свои права как можно большее количество людей. Для этого необходимо задействовать в данном процессе все организации. Школы должны обучать этому детей с первого класса, университеты – молодежь, а непосредственные работодатели – своих сотрудников. При наличии хорошо отлаженной системы просвещения, касающейся подобных вопросов, продавцы будут заинтересованы в постоянном повышении качества товаров и обслуживания, а покупатели будут защищены со стороны государства. Поэтому необходимость такого праздника, как День защиты прав потребителей, бесспорна. Так давайте же, перед тем как сделать покупку, внимательно ознакомимся с этим важным законом, касающимся каждого из нас.