Если бы дети не выходили из периода детского и безоговорочного подчинения авторитету родителей и взрослых, то возрастные особенности подростков не стали бы предметом отдельного изучения и понимания.
Приблизительно к 12-14 годам, дети перестают быть детьми, с точки зрения послушания и покладистого отношения к взрослым. Вчерашние дети становятся центрами возникновения конфликтов в школе, среди вчерашних друзей и в семье.
Надо отметить, что возрастные особенности младших подростков, не всегда провоцируют какие либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Но, чаще, возрастные особенности подросткового возраста доставляют много проблем своими негативными проявлениями всем, кто имеет прямое отношение к периоду взросления подростков.
Проявления особенностей подростков в школе.
В школе, возрастные особенности подростков проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам. Чаще всего, школа не может дать подросткам того уровня преподавания, сочетающего в себе глубину и качество изложения учебного материала, которое хотят получить подростки.
В этот период большинство подростков теряет прошлый интерес к учебе в школе. Происходит резкое расслоение учащихся по школьной успеваемости. Но, падение школьной успеваемости подростка не говорит о его низком уровне интеллектуального развития. Подросток теряет интерес только к скучному и унылому учебному процессу в школе, сохраняя стремление к познанию. В жизнь подростка начинает входить самообразование.
Проявления особенностей подростков в общении.
Возрастные особенности подростков проявляются и в их общении между собой. Поведение подростков наполнено подражанию взрослым. Начинают возникать и развиваться романтические отношения. Между подростками возникают симпатии и антипатии.
По форме выражения своих отношений подростки следуют примеру взрослых. Они начинают назначать свидания, ходить в кино парами или маленькими компаниями, ходить на дискотеки и гулять в парках. В наше время все чаще можно видеть на улицах компании подростков, окруженных бутылками пива и слабоалкогольных напитков.
Подростки всячески стараются подчеркнуть свою взрослость, через подражание поведению взрослых. Этот процесс сопровождается конфликтами с окружающими, т.к. желание подростка быть взрослым и его готовность быть взрослым не всегда совпадают.
Каждый подросток сам выбирает критерий взрослости, который ему импонирует. Он стремится к соответствию выбранному критерию взрослости, периодически сравнивая и оценивая свой внешний вид и поведение выбранному критерию.
Для кого-то критерием взрослости выступает физическая сила. Соответственно, подросток оценивает свою взрослость по уровню развития собственной физической силы.
Если подросток выбрал в качестве критерия взрослости наличие какого-либо умения, то и себя он будет оценивать по степени достижения этого умения.
Некоторые подростки выбирают в качестве показателей уровня взросления только внешние признаки поведения взрослых, к сожалению, не самых хороших. В результате, они начинаю активно пользоваться матом, жаргоном, пить и курить.
Проявления особенностей подростков с родителями и взрослыми.
Изначально, возникновение чувства взрослости и его усиление в одинаковой степени провоцируется, как атмосферой давления и диктатуры, так и полной свободой и лояльностью к личности подростка.
Если подросток взрослеет с поощрением и поддержкой со стороны родителей, то процесс проходит без эксцессов и гармонично развивает личность подростка.
Если подросток развивается без присмотра родителей или с сопротивлением с их стороны, процесс происходит в атмосфере жесткой конфронтации.
Чем больше разница между внутренним ощущением взрослости у подростка и ее признанием со стороны взрослых и сверстников, тем яростней протесты подростка. Протесты могут проявляться в различной форме: от грубого поведения и драк, до серьезных противоправных действий подростка.
Желание подростка стать взрослым нормальное, очень яркое и естественное желание. Возрастные особенности подростков вызывают проблемы тогда, когда подросток не имеет тесных и уважительных отношений с родителями.