Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Дети

Ещё вчера весёлый карапуз строил куличики в песочнице и катал машинки на верёвочке, а сегодня на его рабочем столе уже лежат тетрадки да учебники, а за спиной висит огромный ранец.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Дошколёнок превратился в юного школьника. Какие есть возрастные особенности детей младшего школьного возраста, как воспитывать ученика с задержкой психического развития (ЗПР) и на что надо обратить особое внимание при обучении ребёнка с нарушением слуха – обо всём этом и пойдёт речь в данной статье. Постараемся раскрыть тему максимально подробно, чтобы у вас не осталось вопросов.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Ребята младшего школьного возраста — это дети от 6 до 11 лет, так называемая начальная школа, с первого по четвёртый класс. Многие родители задаются вопросом: «В каком возрасте ребёнка следует отдавать в школу?» На это однозначного ответа не существует. Один готов и в 6 лет с лёгкостью отсидеть 40 минут на уроке, всё понять и запомнить, а другой и в 8 лет не сможет этого сделать и уже в середине первого урока растеряет всё внимание. Поэтому перед тем, как принимать решение о начале у ребёнка новой, взрослой, школьной жизни, следует пройти медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК). В каждом детском саду эта комиссия проходит на выпуске малыша из подготовительной группы. Но если у родителей есть хоть малейшие сомнения о целесообразности посещения ребёнком школы именно в 6-7 лет, то следует обратиться к клиническому психиатру и неврологу. Если этих специалистов нет в поликлинике, к которой прикреплён малыш, то придётся идти в городской психоневрологический диспансер.

Подходящий возраст для первого класса

В этом возрасте год для развития и «созревания» мозга ребёнка — очень большой срок. Сегодняшним, слишком энергичным деткам не следует переступать порог школы раньше 7 лет, а некоторых, особенно активных, лучше оставить в садике и до 8. Пусть малыш будет гармонично чувствовать себя в классе, а не вырываться с криком из школы, так ничего и не поняв, что же там объяснял учитель. Поторопившись с поступлением в первый класс, можно навсегда отбить у ребёнка желание учиться. Не отнимайте этого у своего малыша, ведь мир знаний захватывающий и интересный, открывайте дверь в него вовремя, не спешите, подготовьте и ребёнка, и себя, чтобы не получилось, как в той детской песенке: «Папа решает, а Вася сдаёт».

Итак, возрастные особенности детей младшего школьного возраста подразумевают под собой большой резерв развития. Это значит, что с началом новой жизни у юного школяра начинают перестраиваться все его сознательные процессы, ребёнок приобретает качества, которые свойственны уже взрослым, потому как ученика включают в новую для него деятельность. У ребёнка завязываются межличностные отношения, и все познавательные процессы становятся устойчивыми и продуктивными.

Нужна ли дополнительная подготовка к школе

Для подавляющего большинства детей посещение «школы дошкольника» крайне рекомендовано. Но свой положительный эффект дадут только те занятия, которые будут проводиться в той школе, в которой ребёнок будет учиться в будущем. И у того учителя, который станет его классным руководителем. Педагог заранее знакомится с детьми, подготавливает будущих учеников именно к той программе обучения, которая будет у них на протяжении всей начальной школы, одним словом, готовит ребят «под себя». Дети же, в свою очередь, знакомятся с новым человеком (своим будущим классным руководителем), помещением и правилами.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Пойдя в первый класс после «школы дошкольника», ребёнок уже чувствует себя уверенно. Он знает, где его кабинет, как дойти до уборной, где располагаются гардероб и столовая. Эта лишняя уверенность очень важна для маленького школьника. Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, по вечерам. Домашних заданий не задают, и такие занятия бесплатны.

Чем родители могут помочь дошкольнику

Для того чтобы использовать уже имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо родителям приложить все усилия для быстрой адаптации школьника и направить возрастные особенности детей младшего школьного возраста на благо ученика. Используйте его любопытство и жажду узнавать всё новое во благо.

Взрослые должны переводить все игры дошколёнка в ученическое русло: учить внимательности, развивать усидчивость и самоконтроль. Пусть станет больше настольных игр, они как раз и развивают все эти качества.

Режим для юного школьника

Строгий режим ученику начальной школы просто необходим. Возьмите ватман, краски, фломастеры и вдвоём с ребёнком нарисуйте стенгазету. Назовите её «Мой день» и поминутно распишите весь будний день ученика — от подъёма до отбоя. Не забудьте туда вписать и время для игр и отдыха.

Повесьте собственноручно сделанную газету на видное место рядом с рабочим столом ребёнка. Недалеко от нее должны находиться часы, по которым школьник будет сверять свои дела.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Есть некоторые особенности детей младшего школьного возраста, которые никак не дадут легко и просто соблюдать этот режим, прописанный в стенгазете «Мой день».

Ребёнок может капризничать при подъёме. Тогда просто поднимайте его на 10 минут раньше. Пусть он полежит в постельке, потянется. Можно полежать с ним рядом и поболтать о начинающемся дне. Малыш может заупрямиться выполнять домашнюю работу: родители должны спокойным, но серьёзным тоном говорить с ребёнком о чётком соблюдении режима, не должно присутствовать ни угроз, ни шантажа, ни подкупа. Взрослые должны быть уверены в себе и разговаривать со школьником всегда на позитивной волне.

Обучение первоклашки, или Кто главный в школе

Родители должны понимать, что дома главные они, а в школе – учитель.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Особенности детей младшего школьного возраста заключаются в том, что мнение взрослого для них очень важно. И если в школе учитель говорит одно, а дома родители — совершенно противоположное, то это крайне негативно сказывается на его обучении. Он начинает не понимать, кто же прав и кого слушать.

Если родители не согласны с требованиями педагога, то ни в коем случае нельзя обсуждать это в присутствии ребёнка. Беседуйте с руководящим составом школы, находите компромисс с классным руководителем, а лучше просто доверьтесь опытному педагогу, имеющему много положительных отзывов. Перед тем как отдавать ребёнка в школу, побеседуйте с родителями учеников, ранее обучавшихся у данного учителя.

Особенности первоклашек

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, кратко перечисленные ниже, помогут сориентироваться родителям:

— Ребёнку важно мнение старших, поэтому требования педагога и родителей должны совпадать.

— Первоклашка, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг него, поэтому будьте осторожны в своих высказываниях. Прошлись по IQ продавца из того магазина? Уже завтра этими же словами он отзовётся о своём однокласснике.

— У ребёнка началась новая, взрослая, школьная жизнь, в которой всё молниеносно меняется, поэтому постоянно разговаривайте со школьником, ведь если начинает вырисовываться какая-то проблема, то её легче решить в самом начале.

— Разрешите ребёнку внешкольные занятия выбирать самостоятельно, не водите в художественную школу футболиста, это не принесёт никаких положительных плодов.

— Показывайте на личном примере, что учиться здорово, вместе читайте книги, смотрите научные и познавательные передачи, посещайте музеи и выставки.

Рассмотрим особенности детей младшего школьного возраста. Таблица поможет наглядно показать день маленького школьника.

Занятие ночной сон дневной сон уроки в школе выполнение д/з прогулки
Время 9 часов 1 час 4 часа 30 минут 1 час

Особенности детей с ЗПР

Особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР заключаются в том, что такие функции, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание и др., либо частично, либо полностью нарушены. Ребёнок не может сконцентрироваться на изучаемом предмете, или обучение ему просто неинтересно, хотя и неинтересно-то оно ему лишь потому, что у него не получается, и он не видит смысла писать параллельные палочки, ведь сколько бы он ни пытался их написать, они всё равно не такие, как в образце.

Давайте посмотрим, что взрослые могут сделать для школьника, у которого задержка психического развития. Особенности детей младшего школьного возраста, кратко изложенные ниже, помогут родителям привлечь внимание ребёнка:

— Школьнику трудно сконцентрироваться на том, что ему говорят, поэтому, объясняя что-то, мама может накрасить ярко-красной помадой губы и говорить артикуляционной речью. Как только ребёнок отвлечётся, говорить: смотри на мой рот. Так как он будет очень выделяться на лице, то ученику легче вновь увидеть и услышать.

— На этом же принципе работают и яркие ногти, когда что-то надо показать. Постучав пальцем по показываемому на странице участку текста, взрослый быстрее привлечёт внимание (сюда же можно отнести и яркую указку).

— Говорить надо громко, медленно и чётко.

— Переключать внимание должен взрослый: расскажите словами, потом нарисуйте это на листе бумаги, далее разыграйте сценку, потом вновь объясните всё сначала. Порой придётся сделать 3-4 таких круга объяснений.

— Если ребёнок в момент объяснений мотает ногой (грызёт карандаш, рвёт бумагу на полоски и т. д.), не останавливайте, именно это ему и помогает сосредоточиться на том, что ему объясняют, уж такова их особенность.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

У детей с ЗПР нет нарушений зрения, опорно-двигательной системы, слуха. Обычно отсутствуют тяжёлые нарушения речи и интеллекта. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР заключены в сниженной работоспособности и отсутствии мотивации, над чем и следует работать взрослым.

Особенности детей с нарушением слуха

Нарушения функций слуха влекут за собой вторичные отклонения, в первую очередь задерживается речевое развитие, что, в свою очередь, уменьшает объём получаемой информации. Также отмечаются изменения координации и трудности ориентирования в пространстве. Особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражаются на физических качествах ребёнка. Патологические нарушения слуха изменяют вестибулярный аппарат, поэтому в обучении таких деток очень важна физкультура и прочая двигательная активность.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7-9 лет с нарушением слуха заключаются в медленном и неравномерном развитии предметной деятельности. Эти дети зачастую не справляются с заданиями, в которых надо использовать какой-либо дополнительный предмет, они выполняют их напрямую, без помощи данного орудия. Помогите ребёнку понять суть, покажите на собственном примере.

Слабослышащим детям с трудом даются задания, которые требуют анализа и обобщения. Им сложно распознать собственные эмоции и ещё сложнее им их описать. Отсюда вытекают такие проблемы, как тревожность, замкнутость и агрессивность.

Научив слабослышащего ребёнка эмоциональной устойчивости, можно помочь ему в межличностных отношениях и адаптации в обществе.

Подласый. Педагогика начальной школы

Как для учителей начальной школы, так и для родителей первоклашек будут интересны труды Ивана Павловича Подласова, в которых он рассказывает о воспитании, формировании и обучении детей.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Подласый видит в социализации и адаптации ребят к новой, взрослой, школьной жизни. Для этого необходима связь педагогов и родителей, их желание передать свой опыт ребятам, сформировать целостную личность, способную к самопознанию и самосовершенствованию.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Развитие ребёнка зависит как от внутренних (свойства организма), так и от внешних (окружение человека) условий. Создав благоприятную внешнюю среду, можно помочь преодолеть внутреннюю нестабильность. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Таблица, кратко описывающая теорию педагогики начальной школы Подласова:

Педагогика Наука об образовании, воспитании и обучении
Предмет педагогики Развитие и формирование целостной личности школьника
Функции педагогики Формирование задач и целей воспитания
Задачи педагогики Обобщение и систематизация знаний о воспитании и обучении
Основные понятия

Воспитание – передача опыта младшему поколению, формирование нравственных ценностей

Обучение – процесс взаимодействия учеников и педагогов, направленный на развитие школьников

Образование – система способов мышления, знаний и умений, которой овладел школьник в процессе обучения

Развитие – изменение качественных и количественных процессов ученика

Формирование – процесс эволюции ребёнка под контролем учителя

Течения педагогики Гуманистические и авторитарные
Методы исследований Эмпирические и теоретические

Следует отметить главное – любите своих детей, хвалите их за каждую победу, помогайте преодолевать трудности, и тогда милый малыш превратится в образованного, воспитанного и счастливого взрослого.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.