Некоторые автовладельцы считают, что хорошая вентиляция в гараже — дело не первой важности. Это очень глубокое заблуждение. Ведь именно от системы вентиляции зависит не только состояние автомобиля, но и здоровье его владельца. Вентиляция призвана поддерживать правильный обмен воздуха в гараже, очищать его от токсичных примесей, неприятных запахов, регулировать влажность.
Вентиляция гаража может быть естественной, механической или гибридной (комбинированной). Естественная — самая дешевая, но не всегда надежная. Для ее устройства не нужно дорогое оборудование или профессионалы: систему можно организовать самостоятельно.
Механическая — надежная, но дорогая.
Поэтому самой популярной на сегодня является комбинированная вентиляция в гараже.
Для устройства комбинированной вентиляции начинать нужно с создания системы вентиляции естественной.
Естественная вентиляция гаража устраивается так: на входных воротах или прилегающей к ним стене устанавливаются решетки-жалюзи для притока и оттока воздуха. Их называют по-разному: приточные, вытяжные или переточные решетки. Жалюзи, через которые воздух поступает в гараж, должны быть больше по площади (примерно в три раза) тех, через которые воздух вытягивается наружу.
При оборудовании системы не обойтись без дефлектора — специального устройства, которое выкачивает воздух из помещения на улицу. Его рекомендуется устанавливать в том месте крыши, где заканчивается вытяжной воздуховод. Тогда под влиянием дефлектора внутри воздуховода будет образовываться зона низкого давления, которая гарантирует минимальный расход воздуха. Использование каких-либо механических устройств в естественной вентиляции нерентабельно, потому что на них сильно влияют погодные условия, которые часто увеличивают расход воздуха.
Чтобы вентиляция в гараже функционировала нормально, дефлектор лучше ставить, во-первых, вертикально, а, во-вторых, напротив приточных решеток, у торцевой стены, противоположной воротам.
Очень часто в гараже образовывается конденсат. Чтобы уменьшить его количество или совсем исключить образование, на дефлектор устанавливается теплоизоляция. При этом следует учитывать, что нормально работать будет только тот наружный воздуховод, который минимум на полметра выше гаража. Обычно наружные воздуховоды делают из жести или асбеста самостоятельно.
Вентиляция в гараже требует установки на переточных жалюзи шиберов (специальных заслонок), при помощи которых можно увеличивать или уменьшать воздухообмен. Летом, в сильную жару, эти шиберы должны быть максимально открыты, а зимой приоткрыты ровно настолько, чтобы воздух мог потихоньку поступать в гараж. Первой открывают решетку приточную, второй — вытяжную.
Естественная вентиляция в гараже во многом зависит от погоды, силы ветра, температуры на улице, поэтому она малоэффективна.
Для того чтобы улучшить обмен воздуха, такую систему дополняют принудительной вентиляцией. Чаще всего устанавливают вытяжной вентилятор, чтобы получилась простейшая комбинированная система вентиляции.
Если гараж отапливается или в нем стоит более одной машины, целесообразно устанавливать механическую вентиляцию. Ее основные части — калорифер, вентилятор, воздушные фильтры. Чтобы экономить на отоплении, грамотные владельцы гаражей дополняют систему рекуператорами. Эти устройства позволяют передавать тепло удаляемого воздуха тому, который поступает внутрь гаража.
Несмотря на свою дороговизну, такая принудительная (механическая) вентиляция окупается очень быстро, позволяет сохранять машину, а хозяину гаража находиться в комфортных и безопасных условиях.