В 1990 году на заводе ВАЗ в Тольятти произошло событие. Классическое «зубило» ВАЗ 2109, всенародно-любимая «девятка» получила новый кузов и, как водится, еще несколько наворотов салонного ассортимента. Однако мелкие усовершенствования панели приборов и различных переключателей на потребителя впечатления не произвели. На ВАЗ 21099 отзывы посыпались, как из рога изобилия. Все внимание было сосредоточено на задней части машины. Из стремительного хэтчбека девятка превратилась в неуклюжий седан. Вся визуальная динамика корпуса была нарушена, линия от крыши к заднему бамперу провалилась, профиль нового багажника был невразумительный и вобщем-то недостаточно эстетичный.
Я пересказываю мнение большинства автомобильных знатоков, у которых была возможность оценить новую машину и высказать свои впечатления. Новая девятка напоминала румынскую Дачию, машину примитивную с ущербным дизайном. Разумеется багажник вместо просто багажного отсека в автомобиле предпочтительнее, нет пыли и шумоизоляция хорошая, но все же внешний вид ВАЗ 21099, отзывы о котором продолжали поступать, вызывал нарекания. Однако со временем люди привыкли и понемногу стали автомобиль покупать.
Раньше девятка замечательно держала дорогу и легко, играючи, проходила любые виражи. Новая машина всерьез озадачила водителей, она стала заваливаться на поворотах. Незначительно, без аварийного риска, но дискомфорт в управлении появился и немалый. Причиной была вытянутая задняя часть, при переходе от формы хэтчбека к форме седана пришлось увеличить задний свес машины на 20 сантиметров. Это довольно много, если учесть, что на устойчивость автомобиля в первую очередь влияет багажник. Пустой багажный отсек заставляет машину рыскать, а загруженный задирает ей нос. Но в любом случае из-за багажника седан не обладает устойчивостью хэтчбека.
В остальном ВАЗ 21099, отзывы населения стали сразу учитывать, была вполне приличной машиной. Поперечный бензиновый двигатель объемом 1,5 литра, привод на передние колеса, хорошая колесная база и эффективная двухконтурная тормозная система ставили автомобиль в один ряд с лучшими моделями начала девяностых годов. И к чести инженерного корпуса АВТОВАЗА, новая девятка в короткое время получила несколько модификаций, достаточно весомых, которые упрочили ее реноме. Был период, когда ВАЗ 21099, отзывы собрал сплошь негативные, это и послужило стимулом для целого ряда модификаций, которые были с успехом проведены.
Модификация ВАЗ 21099-00: двигатель с безконтактным зажиганием, карбюратор управляемый из салона, панель приборов в наборе 083 и дверная обивка улучшенного качества. На этой машине отрабатывалась бортовая контролирующая система. Следующая модификация ВАЗ 21099-02 добавила подголовники на спинке заднего сидения. ВАЗ 21099, технические характеристики которой были в целом хорошие, нуждалась в дополнительной комфортабельности салона. И модификация ВАЗ 21099-04 принесла машине множество усовершенствований: электропривод стеклоподъемников, блокировка дверей, штатные противотуманные фары, подголовники заднего сидения, натуральная набивка всех сидений и спинок, велюровая обивка сидений, обновленная панель приборов 2115 и, наконец, полноценная бортовая система контроля.
Автомашина ВАЗ 21099-22 получила инжекторный двигатель с микропроцессором, и все вышеперечисленные опции, которые уже были у ВАЗ 21099-04. И последняя модификация ВАЗ 21099-91 — с установкой роторно-поршневого двигателя марки ВАЗ 415, небольшого литража, но с ним машина развивала скорость 190 км/час. В настоящее время характеристика ВАЗ 21099 — это устойчиво положительная, машина пользуется спросом.