Транспортер переднего края, известный как ЛуАЗ под индексом 967, представляет собой полноприводную амфибию с небольшим показателем грузоподъемности. Техника создавалась для военных целей (эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и тому подобное). Рассмотрим подробнее особенности этого необычного внедорожника.
Предназначение
Транспортер переднего края или ТПК – это машина, ориентированная на выполнение поставленных задач в непосредственной близости от вражеских позиций. Разработка подобной техники для отечественной армии началась в 50-е годы прошлого столетия. Многоцелевой внедорожник должен был проехать всюду, где сможет пройти или проползти солдат. В связи с этим основой для создания компактного вездехода стал ЛуАЗ. Высота машины составила всего 70 см, а дорожный просвет – практически 30 см. Рассматриваемая единица проектировалась с полным приводом и возможностью плавать.
Боевые и сопутствующие задачи такой техники:
- подвоз боеприпасов максимально близко к огневой позиции;
- эвакуация раненых с поля боя;
- переброска тактических групп десанта в обход вражеских позиций;
- тактический носитель вооружения, типа гранатомета, пулемета, миномета.
Особенности конструкции
Транспортер переднего края рассматриваемой серии прошел через тернистый долгий путь проектирования и разработок. В результате, конструкторы пришли к логичному и довольно интересному решению. Технику оснастили герметичным кузовом, напоминающим корыто, в днище вварили раму. Назвали образец 1969 года – амфибия ЛуАЗ-967.
В переднемоторной нестандартной компоновке продольно смонтированный V-образный двигатель МеМЗ-968 (ранее – 966) постоянно приводит во вращение фронтальные колеса. На задние элементы крутящий момент подается прямо от коробки переключения передач. В ней, кроме четырех режимов по типу ЗАЗа, присутствует дополнительная пониженная позиция. Эта скорость активируется лишь после включения заднего моста при помощи специального рычага, находящегося на полу по центру кузова. Еще один контроллер рычажного типа предназначен для блокировки межколесного дифференциала сзади.
Оснащение
Узел подвески транспортера переднего края ЛуАЗ-967 является полностью независимым с поперечными торсионами и амортизаторами (отдельно для каждого колеса). Начинка амфибии скрывается под палубой, включая два пассажирских сидения. Они аккуратно спрятаны, образуют ровную площадку с водительским складным креслом, которое возвышается по центру платформы.
Кроме того, в своеобразном трюме располагается резервуар для топлива, аккумуляторная батарея, трубопроводы и ниша для принадлежностей. Обратная часть днища данной техники – гладкая, что удобно при перемещении по воде. В сочетании с высоким дорожным просветом, указанная особенность становится дополнительным преимуществом машины в плане проходимости по грязи и прочим проблемным участкам. На некоторых образцах в нижней части предусмотрены такелажи в виде петель, играющие роль крепежей к дополнительным платформам, служащим для переброски десанта.
Что под капотом?
Под крышкой, на которую отбрасывается ветровое стекло, размещен атмосферный двигатель и ряд вспомогательных приспособлений. Среди них – пара пусковых устройств разной конструкции. В одном использована классическая для Советской Армии система «примус» на бензине. Эта модель рассчитана на предварительный тщательный прогрев силового агрегата. Вторая версия обладает нетипичной конфигурацией. В качестве рабочей жидкости используется специальный легковоспламеняющийся состав, впрыскиваемый во впускной коллектор. Баллончики с указанным средством поставлялись в комплекте, предназначение системы – экстренный пуск промерзшего «движка».
Также под капотом амфибии ЛуАЗ находится помпа для откачки воды. Мотор дополнительно комплектуется масляным радиатором с электрическим обдувом (вентилятором). Подключение этого узла предусмотрено при длительном перемещении груженой машины в специфических условиях. В реальности перегреть имеющийся двигатель практически нереально.
Особенности
В техническом плане детище Луцкого автозавода выглядит вполне «автомобильно». Зато потребительская сторона просто поражает специфическими новшествами и нюансами. Малого того, что в наличии предусмотрена только нижняя часть кузова, так еще и штатный тент сконструирован максимально просто. Он прикрывает только верхнюю часть кузова, о каких-либо боковинах и речи не идет.
Сидение водителя расположено посредине платформы. Подобная конструкция имеет интересное обоснование. Во-первых, так не нарушается центровка во время преодоления водных препятствий. Во-вторых, обеспечивается пара лежачих мест по бокам. Ведь транспортер ориентирован и на эвакуацию раненых, в связи с чем, в комплект также входили двое носилок, размещаемые вдоль бортов. Еще два-три человек могли расположиться за спиной водителя на «удобном» коврике. Если транспорт двигался без лежачих пассажиров, на месте носилок выдвигались замаскированные сидения со спинками.
Интересные моменты
У транспортера переднего края есть еще одна уникальная характеристика. Место водителя трансформировалось таким образом, чтобы на нем можно было лежать грудью. Это обусловлено необходимостью маскировки, не становясь легкой мишенью для врага. При этом шофер рулил машиной из своеобразного укрытия. По той же причине рулевая колонка по высоте складывалась практически до горизонтального состояния.
У рассматриваемого «водоплавающего» внедорожника есть лебедка. Однако ее предназначение отличается от классических аналогов джипов. Механизм предусматривал подтягивание раненного солдата во время ведения боя. В качестве салазок использовался своеобразный ложемент, идущий в комплекте. Стоит отметить, что для вытаскивания авто усилия лебедки было недостаточно (150 кг), да и трос не рассчитан на чрезмерные нагрузки.
Проходимость
За этот параметр транспортера переднего края, кроме стандартных элементов, отвечала пара шарнирно подвешенных продолговатых панелей. Они были прототипами современных внедорожных сэнд-траков. По факту, это они и есть, только с усиленной прочностью, рассчитанной на преодоление рыхлого грунта над окопами, неровностями и выезд техники из озера или реки по зыбкому берегу.
В транспортном исполнении, указанные элементы фиксировались в двух позициях. В верхнем положении «трапики» выполняли функцию бортов, удерживающих груз и людей. Нижняя позиция применялась тогда, когда требовалось снизить силуэт транспортера на поле боя либо облегчить погрузку раненых или спецпредметов. Существует гипотеза (которая официально не подтверждена), что указанные боковины использовались, как запасные емкости для горючего, вмещая порядка 20 литров бензина.
Характеристики транспортера переднего края ЛуАЗ
Ниже приведены основные параметры рассматриваемой машины:
- габаритные размеры – 3,68/1,71/1,58 м;
- база колес – 1,8 м;
- просвет дорожный – 28,5-30 см;
- полный вес – 1,35 т;
- вместимость бака для горючего – 68 л;
- объем двигателя – 0,9 или 1,2 л;
- мощность – 27 или 37 л. с.;
- система тормозов – барабаны спереди и сзади;
- узел подвески – независимая система на всех мостах;
- скорость по максимуму – 75 км/ч.
Модификации
На базе указанного транспортера выпущено несколько вариаций. Ниже их перечисление с кратким описанием:
Тест-драйв
В плане комфорта ТПК предлагает лишь одну опцию – ехать там, где нельзя пройти пешком. О разных обогревателях, мягких сидениях, дверях и крыше нужно просто забыть. Иначе ЛуАЗ будет восприниматься как очень необычный кабриолет. Посадка за рулем довольно нетипичная, но не так страшная, как может показаться. Ноги придется разворачивать в стороны, поскольку между колен находятся рычаги переключения и трансмиссионный тоннель. Особых неудобств (учитывая класс машины) это не доставляет, поскольку ступни помещены в специальных нишах.
Выжим педалей проблем не доставляет, акселератор отзывчивый, хоть и с реакцией на нажатие не все обстоит гладко. Транспортер разгоняется удовлетворительно, передачи включаются с тугим щелканьем, зато находятся легко. Руль – отдельная история. Точности в нем практически не наблюдается, сразу ощущается люфт и некая «растянутость». Интерес появляется при движении на скорости. Возникает ощущение «картинга», так как сидеть приходится на продольной оси и довольно низко. Стоит отметить, что гражданская версия 969 в этом плане заметно отличается (посадка ближе к носу и на 10 сантиметров выше). Что можно сказать о скорости? Несмотря на паспортный показатель 75-80 км/ч, уже после 50 км/ч ощущения экипажа приближаются к экстремальным.
Испытание бездорожьем
На бездорожье назначение транспортера переднего края проявляется по-настоящему. Машина преодолевает всевозможные препятствия, уверенно двигаясь по смеси грязи и талого снега в таких местах, где в «болотниках» пройти нереально. Держа работу двигателя на стабильном уровне, настойчиво продвигаясь вперед, небольшой внедорожник оставляет позади «развороченную» колею, которая под стать УАЗам и их аналогам.
На более жидких участках «испытуемый» слегка ползет по грунту гладким днищем, однако это не мешает ему ехать дальше. Единственное, что может потребоваться – прибавка газа. Даже если возникнет страх пробуксовки, то можно подключить дифференциала. На гладкой и обледеневшей поверхности наблюдается иная картина (ТПК яростно буксует, норовя довести крутящий момент до пиковой отметки). Проблема решается довольно просто – необходимо включить повышенную передачу и режим 4 х 4, либо загрузить машину максимально.
Заключение
Транспортер переднего края ЛуАЗ – поистине легендарная армейская машина. Пусть она не обладала комфортом и внешностью грозных джипов типа «Тигра» или «Хаммера», однако свою задачу выполняла исправно. Видимо поэтому ее гражданская версия также пользовалась успехом на отечественных просторах. Да и сейчас ее еще можно иногда встретить в селах и деревнях.