26 мая завершился Петербургский международный экономический форум. Место, где представители бизнеса и власти подписывают сотни договоров, делятся своими соображениями по теме развития экономики в России и важными вызовами для отраслей. Традиционно активно на этом форуме работают представители пивоваренного сегмента. Мы проанализировали программу мероприятий компании «Балтика», чтобы определить топ-3 темы для отрасли в этом году.
Замыкая круг, или «Зеленая» экономика пивоваров
Уменьшение углеродного следа и тренд на экономику замкнутого цикла — использование только возобновляемых источников энергии, вторичной упаковки и 100% переработки отходов — один из ключевых векторов развития для бизнеса всех развитых стран, и пивовары здесь не исключение.
Так, во время панельной сессии «Экономика замкнутого цикла: российская модель и зарубежный опыт» президент Carlsberg Group Кеес ’т Харт рассказал о программе устойчивого развития «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего». Во всех подразделениях группы, а в России она представлена «Балтикой», планируется до нуля снизить выбросы СО2, на 50% уменьшить потери воды и на 30% сократить углеродный след по цепочке приращения стоимости. Для этого компания развивает проект «Принеси пользу своему городу» и устанавливает в городах России контейнеры для раздельного сбора мусора.
Вот краткие итоги программы за 2017 год: 2 500 контейнеров, 20 городов, 55 000 тонн отходов (из них 1 500 тонн – ПЭТ) собрано и переработано. В 2018 году компания планирует вложить еще 50 млн рублей. Еще один шаг на пути к качественной системе сбора и переработки отходов и «зеленой» экономике.
Маркировка — это неэффективно
На уровне законодательной власти долгое время обсуждается идея по введению обязательной маркировки для пива. В рамках ПМЭФ она обсуждалась на сессии «Международная координация в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции: потенциал и перспективы развития».
Регулятором такое решение подается под соусом уменьшения «серого» рынка пива. Впрочем, сами пивовары с этим не согласны. Во-первых, сегодня нет точных оценок серого рынка пива — действительно ли он столь велик, чтобы принимать такие кардинальные меры. Тем более что всего несколько лет назад ни у кого не вызывал сомнения факт 100% собираемости акцизов с отрасли. И только приравнивание пива к крепкому алкоголю привело к тому, что тема «серого» рынка обсуждается всерьез. Во-вторых, введение маркировки ударит не по нелегальным производителям, а по законопослушному бизнесу. Вот и получается — количество вынужденных уйти в тень производителей из-за высокой стоимости оборудования для маркировки может быть больше числа тех, с кого дополнительно удастся собирать налоги.
Механизмов регулирования уже достаточно, может быть, лучше сконцентрироваться на контрольных мероприятиях и эффективности выполнения уже существующих законов? — спрашивают пивовары.
Опять двадцать ПЭТ
Только в 2017 году вступил в силу запрет продажи пива в пластиковой таре объемом свыше 1,5 л, как в Государственной Думе РФ появился новый законопроект. Его задача — запретить использование такой тары для пива более 0,5 л. Позиция пивоваров по данному вопросу такова: прежде чем вводить новые запреты, нужно провести оценку фактического воздействия для уже существующего закона. А релевантные цифры по такой оценке можно получить только через несколько лет вступления в силу нормы. Иначе принятие закона опять приведет к падению отрасли и собираемости налогов. Рынок без того за последние 10 лет уменьшился на 40%.
Эту позицию, а также свои доводы по теме маркировки президент крупнейшей пивоваренной компании Яцек Пастушка доносил до глав Тульской, Ярославской, Самарской областей и Хабаровского края во время двухсторонних встреч, которые также состоялись в рамках ПМЭФ-2018.