Человечество сегодня просто не может обходиться без различных технических приспособлений. Машины и оборудование помогают людям перемещаться и возводить сооружения в относительно короткие сроки. Если бы не тяжелая техника, никто бы не построил самые длинные или самые высокие мосты и здания. А благодаря ей становится возможным сооружение самых невероятных объектов. Да и в военных целях ее использование просто необходимо. Например, дальность полета истребителя или вертолета ограничена запасом топлива. А благодаря авианосцам это расстояние существенно увеличивается.
Что входит в понятие тяжелая техника
Это понятие охватывает достаточно широкий спектр машин и оборудования, предназначенных для выполнения различных задач. Прежде всего, это дорожно-строительная, а также военная тяжелая техника. К первому виду относятся:
- Карьерные экскаваторы и бульдозеры.
- Перегружатели.
- Драглайны.
- Передвижные дробилки.
- Роторные экскаваторы.
- Тралы.
- Передвижные грохоты.
- Карьерные самосвалы.
- Тягачи и многое другое.
Ко второму виду относятся танки, самоходные артиллерийские установки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, боевые машины десанта, самолеты, вертолеты, корабли, подводные лодки, ракетные комплексы, военные вездеходы, снегоболотоходы и пр.
Сфера применения
Как видно из названия, военная тяжелая техника в основном применяется для нужд армии и достижения соответствующих целей. При этом, например, инженерные машины могут быть использованы и в гражданских целях для устранения последствий стихийных бедствий или катастроф.
Тяжелая техника России как гражданского, так и военного назначения выпускается на производствах, которые относятся к ВПК. Поэтому большинство экземпляров отличаются высокой надежностью, проходимостью и длительным сроком эксплуатации в суровых условиях.
Применяется тяжелая техника гражданского назначения для перевозок различных грузов, дорожных работ, строительства зданий и сооружений, мостов, прокладки инженерных сетей. Это делает работы более выгодными с экономической точки зрения, а также позволяет сократить сроки выполнения. Самая тяжелая техника в мире представлена тремя моделями. Они различаются не только габаритами, но и грузоподъемностью.
Самые-самые…
Самый большой экскаватор в мире – Bagger 288. Эта тяжелая техника была построена для Rheinbraun компанией Krupp (Германия). По своим размерам экскаватор превзошел гусеничный транспортер, который использует НАСА для перевозки ракет или шаттлов. Ему нужны внешние источники питания, поэтому такого гиганта принято считать движимым аппаратом для карьерных работ. Весит экскаватор 13,5 тонны, габариты – 240х46х96 (длина-ширина-высота).
Гусеничный транспортер НАСА лишь немного уступает Баггеру. Два существующих экземпляра выполнены на платформе из четырех гусеничных тележек. Для удержания равновесия транспортера используется специальная гидравлическая система. Эта тяжелая техника имеет габариты 40х35 метров (длина-ширина) и может перевозить 6000 тонн.
Самым производительным и опасным признан экскаватор Slashbuster. Он оборудован навесным диском из высокопрочной стали, который в радиусе 15 метров уничтожает деревья любой породы и возраста. Металл очень прочный, режущая кромка настолько острая, что остановить работу невозможно даже железобетонными блоками. За 1 час эта тяжелая техника может уничтожить до 120 квадратных метров леса.
Белорусы попали в книгу Гиннеса
До 2013 года самым большим считался карьерный самосвал Liebherr T 282B. И это неудивительно – с его размерами и грузоподъемностью он мог по праву называться восьмым чудом света. Его серийное производство было начато в Германии в компании Liebherr. Габаритные размеры грузовика составляют 14,5х8,8х6,4 метра (длина-ширина-высота), мощность двигателя – до 3650 л.с. Грузоподъемность составляет 363 тонны.
В 2013 году компания БелАЗ приступила к выпуску карьерного самосвала БелАЗ-75710. Этот грузовик превзошел по всем показателям вышеупомянутое восьмое чудо света. Суммарная мощность двигателей составляет более 4500 л.с. Габаритные размеры и вовсе нешуточные: 20,6х9,75х8,17 метра! При этом грузоподъемность достигает 450 тонн. У самосвала 2 топливных бака, вместимость каждого составляет 2800 литров (Liebherr T 282B имеет один, рассчитанный на 4730 л топлива). Скорость, которую может максимально развить грузовик, составляет 60 км/ч (тут он несколько уступает своему конкуренту – 64 км/ч). БелАЗ-75710 в январе 2014 года установил рекорд Гиннеса – он смог провезти груз весом 503,5 тонны.
В заключение
Конечно, не всем потребителям нужна тяжелая техника, многие могут прекрасно без нее обходиться. Но есть области деятельности, в которых без нее просто не обойтись. Например, не было бы возможности запускать Шаттлы на орбиту или с высокой скоростью рыть котлованы. Да и военная тяжелая техника помогает сократить личный состав вооруженных сил любого государства, при этом повышая, прямо или косвенно, способность противостоять противнику.