В середине тридцатых годов прошлого столетия Красная армия начала оснащаться артиллерийскими орудиями большого калибра соответствующей мощности. Стала актуальной задача по созданию тяжелых тягачей, способных показывать тяговую силу не менее 12 т/с, транспортировать прицеп массой 20 тонн со скоростью не менее 30 км/ч. Кроме того, техника должна оснащаться лебедкой, рассчитанной на эвакуацию танков весом до 28 т. Тягач «Ворошиловец» разрабатывался именно для этих целей, его мощность и вес сопоставлялись с аналогичными параметрами имеющейся тяжелой бронированной техники.
Проектирование
С учетом поставленных задач, за разработку подходящей модификации взялось ГАУ совместно с ГАБТУ. К проектированию тяжелого артиллерийского тягача «Ворошиловец» приступили в 1935 году на Харьковском паровозном заводе им. Коминтерна.
Над созданием легендарного образца трудился огромный коллектив инженеров специального отдела «200» (ТРО). Среди основных конструкторов и разработчиков:
- Иванов Д. (отвечал за компоновку).
- Либенко П. и Ставцев И. (моторная часть).
- Кричевский, Каплин, Сидельников (трансмиссионная группа).
- Ефременко, Автономов (ходовые элементы).
- Миронов и Дудко (вспомогательные устройства).
- Главные конструкторы — Зубарев Н. Г. и Бобров Д. Ф.
Созданная группа работала оперативно и много, часто оставаясь сверхурочно. Вся техническая документация была сделана буквально за несколько месяцев и готова к концу 1935 г.
Выбор силовой установки
Изначально в конструкцию тягача «Ворошиловец» был заложен экспериментальный танковый дизельный двигатель БД-2. Мощность V-образной установки с дюжиной цилиндров составила 400 лошадиных сил. Корпусная часть мотора сделана из алюминиевого сплава, система впрыска — непосредственного типа.
Параллельно над доработкой и подгонкой силового агрегата работал заводской отдел «400» под управлением К. Челпана. Первые два опытных экземпляра техники были построены в 1936 году. На протяжении 24 месяцев тягач «Ворошиловец» участвовал на заводском и полигонном тестировании.
Весной 1937 года один образец совершил удачный марш-бросок в Москву и назад. В столице технику показали вышестоящему руководству, в том числе маршалу К. Ворошилову. Машиной остались все довольны, она произвела положительное впечатление и была единогласно утверждена к серийному выпуску.
Летом 1938 года испытали новый танковый дефорсированный мотор, получивший для рассматриваемой техники наименование В-2В. Двигатель показал высокий уровень надежности, желаемую работоспособность и экономичность. Агрегат без проблем запускался и стабильно функционировал на переменных диапазонах. Таким образом, была дана отмашка началу массового использования легких и стремительных транспортных дизелей конфигурации В-2. Они устанавливались на средние и мощные тягачи дальнейшие 40 лет. На основе рассматриваемой техники в 1937 году был сконструирован экспериментальный образец роторного быстроходного экскаватора «БЭ».
Описание тягача Ворошиловец
Машина имела стандартную компоновку с фронтальным заниженным размещением двигателя, последующим расположением трансмиссионного узла, лебедки, привода задних основных звезд.
Благодаря приличной длине и умеренной высоте мотора его рационально установили под полом кабины. Такая конструкция использовалась и на многих других тягачах. Доступ к обслуживанию системы осуществлялся через выступающие боковины капота и специальные люки.
Дизельная установка оснащалась четырьмя воздушно-масляными фильтрами, блоком запуска от пары электростартеров, запасной системой старта пневматического авиационного типа (работала от сжатого баллонного воздуха). При низких температурах такая конструкция давала сбои. В связи с этим на тяжелый тягач «Ворошиловец» монтировался предпусковой подогреватель. Радиаторные секции набирались из трубчатых элементов, шестилопастный вентилятор оборудовался ременным приводом, синхронно демпфируя крутящиеся колебания мотора.
Смазочная система сухого типа с отдельным резервуаром не сужала максимальный угол крена и подъема техники. Основной фрикцион представляет собой многодисковую сухую деталь танкового типа с педальным управлением. С ним агрегировал карданный мультипликаторный вал, позволяющий удваивать количество передач в трансмиссии, слегка разгружая ее и доводя суммарный силовой диапазон до показателя 7,85. Коробка передач автомобильной конфигурации с четырьмя ступенями изготавливалась в одной связке с конической парой. Узел включал в себя многодисковые фрикционы. Тормозная система сделана по принципу танкового аналога БТ, который выпускался тем же 183-м комбинатом в Харькове. Поначалу трансмиссия нередко выходила из строя, ведь конструкторы были только в начале пути по оптимизации подобных мощных и жестких силовых установок.
Ходовая часть
Артиллерийский тягач «Ворошиловец имеет основу, размещенную на восьми парных опорных катках. Они сведены в тележки балансирного типа с рычажно-пружинными стабилизаторами на подвеске. Конструкция обеспечивает хорошую плавность хода, а также равнозначное преобразование нагрузок на траки, что позитивно отразилось на показателе проходимости.
Скоростная функция определялась прорезиненными бандажами и направляющими элементами колес. Тем не менее объем обслуживания узла был довольно обширен. Мелкозернистая гусеница с небольшими танковыми грунтозацепами обладала недостаточным взаимодействием с землей. Особенно это наблюдалось на обледенелой и заснеженной поверхности. От грязи деталь также очищалась плохо.
Подобная проблема коснулась не только тягача «Ворошиловец, но и всех довоенных быстроходных аналогов. Конструкторам долгое время не удавалось совместить необходимые скоростные параметры с достойными тяговыми характеристиками гусениц. В связи с этим рассматриваемая техника не в состоянии была максимально реализовать запас своей мощности. Усилие тяги на сцепление с почвой не превышало 13 000 кгс, хотя по значениям двигателя оно могло достигать почти 17 000 кгс.
Дополнительные зацепы для почвы позволяли повысить свойства гусениц, однако служили не более 50 километров. Лебедка реверсивного типа располагалась в средней части под кузовом, оснащалась горизонтальным барабанным механизмом, на котором был намотан 23-миллиметровый трос длиной 30 метров. Стальной канат выдавался на роликах по направлению вперед, что делало возможным не только подтягивание грузов и прицепов, но и самовытаскивание машины.
Рама и электрооборудование
Этот узел советского тягача «Ворошиловец» — сварной конфигурации из пары продольных швеллеров. Усиление сделано в виде множества косынок, поперечин и площадок. Нижняя часть рамы закрывалась съемными листами. Сзади предусмотрен поворотный крюк с фиксатором и буферными пружинами, рассчитанными на увеличенное тяговое усилие.
Техника неплохо оснащалась электрическим оборудованием. В систему входил генератор на 24 вольта, четыре аккумуляторных батареи, полный набор осветительных элементов и приборов сигнализации. На панели перед водителем было более 10 контрольных циферблатов, включая часы. Кабина взята от автомобиля ЗИС-5, она была кардинально переоборудована и увеличена. Вентиляционный процесс и связь с обслуживающим расчетом осуществлялась через пару люков в задней части кабины.
На переднем сегменте вместительной грузовой платформы устанавливались два резервуара для горючего, вместимостью 550 литров, АБ, резерв масла, огнетушители, инструментарий. Личный состав располагался на трех поперечно расположенных съемных сидениях и одном добавочном аналоге. Остальное пространство предназначалось для боекомплекта и внушительной артиллерийской экипировки. Сверху монтировался съемный тент из брезента.
Испытания
Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец» летом 1939 года проходил тестирование на армейском танковом полигоне в Подмосковье. Машина оправдала ожидания, показав высокие результаты по буксировке самых больших артиллерийских установок и всех типов танков. Среди систем, опробованных для транспортировки:
- Танк Т-35.
- Пушка калибром 210 мм с раздельным лафетом и стволом.
- 152-миллиметровые орудия выпуска 1935 года.
- Гаубицы 1939 года (калибр — 305 мм).
Конструкция тягача «Ворошиловец» позволяла без проблем преодолевать брод глубиной до 130 сантиметров, рвы — до полутора метров, подъем с грузом 18 тонн — до 17 градусов. Предельная скорость составила 42 км/ч. По грунту с максимальной нагрузкой этот показатель варьировался от 16 до 20 км/ч. Данный параметр был выше, чем у любого другого аналога.
Подобный результат достигался благодаря высокой удельной мощности и улучшенной подвеске техники. Оборудованная экономичным дизельным мотором, машина без дозаправки выдерживала суточный марш без остановок. В качестве горючего применялась не только солярка, но и газойль, или состав, включающий смесь керосина с моторным маслом. На шоссе запас хода с грузом составлял до 390 километров. Расход горючего (часовой параметр):
- С груженым прицепом — 24 кг.
- Без прицепного устройства — 20 кг.
- Базовая нагрузка — 3 т.
Артиллеристы получили технику с достаточным мощностным показателем двигателя и большой грузоподъемностью. Тяговое усилие также устроило заказчиков полностью. Даже в засуху этот показатель ограничивался лишь сцеплением гусениц с почвой при реализации потенциала практически до полной выборки дорожного просвета.
Технические характеристики тягача «Ворошиловец»
Ниже приведены основные параметры рассматриваемой армейской машины:
- Длина/ширина/высота — 6,21/2,35/2,73 м.
- Вес снаряженный без груза — 15,5 т.
- Просвет дорожный — 41 см.
- Параметр грузоподъемности платформы — 3 т.
- Вместимость кабины — три человека.
- Масса буксируемого прицепного устройства — 18 т.
- Сидячих мест в кузове — 16 шт.
- Предельная скорость по шоссе — до 40 км/ч.
- Запас хода с груженым прицепом — 270 км.
Недостатки и сложности в обслуживании
Описание конструкции тягача «Ворошиловец» будет неполным без упоминания о негативных моментах. Серьезные недочеты были выявлены в процессе эксплуатации машины. Не совсем удачной оказалась гусеница. Она показала слабые сцепные возможности, а также часто спадала, особенно при налипании мокрого снега в пазах ведущих звездочек.
Главный фрикцион мог выходить из строя уже через 250-300 часов работы. На первых выпусках техники нередко наблюдались поломки ведомых валов и шестеренок мультипликаторного механизма, отмечалось изнашивание подшипников на элементах бортовых передач.
Прочие «неприятности», характерные для артиллерийского тягача «Ворошиловец»:
- Течь сальников (основная головная боль агрегатов производства ХПЗ).
- Деформация трубопроводов под воздействием вибрации от мощного двигателя.
- Прогиб и срыв нижней рамной обшивки в результате движения по неровным дорогам и выбоинам. Это сводило к минимуму и без того слабую защиту узла.
- Разгибание прицепного крючка при создании чрезмерного тягового усилия.
- Неудобное управление и использование лебедки.
Затруднительным моментом стал холодный запуск дизельного мотора, особенно при температурах ниже 20 градусов. Случалось, что процесс старта с многократным подогревом, проливом рабочих жидкостей затягивался на несколько часов.
В таких случаях электрические стартеры не помогали, а применение резервного воздушного пуска иногда давало обратный результат: подаваемый в цилиндры сжатый воздух расширялся, переохлаждался до образования инея, что делало невозможным получение рабочей температуры 550 градусов, требуемой для самовозгорания горючего.
Невзирая на многие положительные характеристики тягача «Ворошиловец, у машины наблюдался интенсивный и необратимый износ шарниров ходовой части, в том числе втулок осей подвески. Часто это было связано с плохой защитой от грязи и недостаточной смазкой. Особенно уязвимыми оказались примитивные лабиринтные уплотнители подшипников опорных катков, страхующих роликов и направляющих колесных элементов.
Для снижения выработки и предотвращения деформации деталей при перемещении по глубокой жидкой грязи, в которую подшипники и ролики нередко окунались полностью, их необходимо было полностью разбирать, промывать и хорошо смазывать. Такую процедуру требовалось проводить очень часто, что значительно увеличивало трудоемкость обслуживания техники в полевых условиях. Как это ни странно, но на заводе-изготовителе уплотнению подшипниковых блоков практически не уделяли внимания. Эта же проблема перешла и на танк Т-34. Все указанные минусы дополнительно усугублялись сложностью доступа к агрегатам и механизмам, что усложняло ремонт и обслуживание машины непосредственно в войсковом подразделении. В связи с наличием массы недостатков выпуск рассматриваемых модификаций после войны не продолжался.
Эксплуатация
В военное время тягач «Ворошиловец», фото которого представлено в данной статье, эффективно эксплуатировался на всех фронтах. Основная задача машины — тяжелые транспортные работы по буксировке высокомощной артиллерии. В этом сегменте указанная техника не знала себе равных.
При всех имеющихся недочетах бойцы оценивали работу тягача исключительно в позитивном ключе. Подобного могучего транспорта на тот момент не имела ни одна армия мира. Даже немцы уважительно относились к трофейным «Ворошиловцам», называя их четко и ясно — «Сталин». Официальное наименование — Gepanzerter Artillerie Schlepper 607.
Не оставалась рассматриваемая техника без работы и в танковых подразделениях. Однако с каждым годом эксплуатация транспорта усложнялась. Во-первых, работы над моделью в конструкторском бюро были прекращены. Во-вторых, возникали проблемы с запасными частями, которые не выпускались, не считая двигателей. При этом капитальный ремонт техники требовался через каждые 1200 часов эксплуатации.
В связи с указанными проблемами, а также с учетом боевых потерь, на сентябрь 1942 года в строю оставались всего 528 единиц, а к концу войны в действии сохранилось лишь 336 экземпляров. Надо отдать должное тягачам: они выдержали стойко все испытания и дошли с советскими войсками до Берлина, заслуженно приняли участие в Параде Победы. Уцелевшие аппараты, не до конца выработавшие свой ресурс, использовались еще некоторое время по прямому назначению, пока им на смену не пришли аналоги марки АТ-Т.
Интересные факты
В конце 1939 года комплектация тягачей «Ворошиловец» производилась со скоростью до полутора машин в сутки (стендовая сборка). К концу лета 1941-го было выпущено 1123 агрегата. Затем производственные мощности были эвакуированы в Нижний Тагил.
Даже с учетом увеличения темпов производства подобной техники катастрофически не хватало. В целом с 22 июня 1941 года Харьковский завод поставил в армию 170 единиц указанных тягачей. По причине нехватки танковых дизельных моторов типа В-2, они поставлялись в первую очередь на Т-34, для тягачей их практически не оставалось. Были попытки монтажа других двигателей, типа М-17Т и БТ-7. Конструкторы артиллерийского комбината в Подлипках планировали переконструировать тягач в самоходную орудийную установку с пушкой калибра 85 мм. Эта работа не получила развития в связи с эвакуацией комбината.
Любители моделирования и ценители редкой военной техники времен Второй мировой войны могут своими руками собрать копию легендарной машины. Например, комплект № 01573 от Trumpeter 1/35 (Советский тягач «Ворошиловец») представлен на рынке набором из 383 элементов.
В него также входит детальная инструкция по сборке и декаль. Рабочий процесс осуществляется при помощи специального клея. В итоге получится точная копия техники в масштабе 1:35.