Дизельные двигатели моделей 236 и 238 были разработаны конструкторами Ярославского моторного завода и пришли на смену устаревшему семейству двухтактных двигателей ЯМЗ 204/206. Принципиальным отличием новых моторов стал четырёхтактный цикл работы, который значительно повысил эксплуатационные данные двигателей. В конструкции агрегатов применили схему с V-образным расположением блоков цилиндров, при этом двигатель ЯМЗ 236 имел шесть цилиндров, а ЯМЗ 238 – восемь. На фотографии два двигателя ЯМЗ 236, хорошо виден топливный насос, над которым расположены коллекторы подачи воздуха. Отверстие для установки воздушного фильтра заклеено защитной бумагой.
Блок цилиндров
Два блока цилиндров имеют между собой угол 90 градусов и общее основание, являющееся верхней частью картера двигателя. Для упрощения конструкции шатуны противоположных цилиндров крепятся на одной шатунной шейке коленчатого вала. Из компоновочных соображений оси цилиндров имеют смещение на 35 мм. Блок цилиндров изготовлен из серого чугуна с низким количеством легирующих элементов. При расчете блока особое внимание было уделено обеспечению жесткости, что позволило достичь высоких технических характеристик двигателя ЯМЗ 236.
В блоках цилиндров установлены сменные гильзы, так называемого мокрого типа – охлаждающая жидкость омывает наружную часть гильз. В блоке имеются опоры для подшипников распределительного и коленчатого валов. Обработка постелей подшипников коленчатого вала ведется при установленных крышках. Поэтому крышки не взаимозаменяемы и должны устанавливаться в строго определенном положении.
В передней части блока установлен корпус блока шестерен привода газораспределительного механизма, в задней части закреплен картер маховика, изготовленный в виде отдельной детали. На крышке корпуса шестерен устанавливается насос охлаждающей жидкости. Жидкость из насоса нагнетается в блоки цилиндров по каналу в крышке и корпусе шестерен. Внутри крышки имеются дополнительные протоки для охлаждающей жидкости. На крышке шестерен имеется отфрезерованная плоскость со штриховыми метками, использующимися совместно с меткой на шкиве коленчатого вала для настройки точки начала впрыска топлива. Привальная установка меток является непременным условием обеспечения технических характеристик ЯМЗ 236.
Головки блоков и система газораспределения
Каждый блок ЯМЗ 236 имеет отдельную головку на три цилиндра. Головка изготовлена из чугуна и крепится к блоку стальными шпильками. Блок и головка имеют общую рубашку охлаждения, что обеспечивает равномерный температурный режим работы двигателя. Между деталями устанавливается прокладка, на ранних моделях изготовленная из асбеста с металлическими окантовками отверстий цилиндров и проток охлаждающей жидкости.
Каждый цилиндр имеет по два клапана. Привод клапанов осуществляется коромыслами и штангами от единственного распределительного вала, установленного в развале блоков цилиндров. Привод вала – от носка коленчатого вала через несколько косозубых шестерен. Установка распределительного вала производится по меткам на шестернях. На фото, расположенном в статье, мотор ЯМЗ 236 со снятой клапанной крышкой.
В головке устанавливается форсунка для впрыска топлива и трубка обратного слива избытка топлива в топливный бак. Сверху головка закрывается тонкостенной крышкой.
Поршневая группа и коленчатый вал
Технические характеристики ЯМЗ 236 обеспечиваются коленчатым валом с четырьмя коренными опорами, изготовленным из высокоуглеродистой стали. Благодаря такой конструкции и материалу вал имеет большую жесткость и высокую износостойкость. Внутри коленчатого вала выполнены каналы для подачи масла под давлением к коренным и шатунным подшипникам. В конструкции вала применены дополнительные противовесы на щеках и два отдельных противовеса на носке вала и маховике. В задней опоре имеется паз, в который входят бронзовые полукольца, предохраняющие вал от осевых смещений. Оба конца вала имеют уплотняющие сальники. В носке вала установлена съемная ведущая шестерня привода механизма газораспределения.
Шатуны двигателя стальные с невзаимозаменяемыми крышками подшипников. Поршни ЯМЗ 236 изготовлены методом литья из алюминиевого сплава и имеют пять проточек под поршневые кольца. В отливке поршня имеется камера сгорания, выполненная в форме тороида. Три кольца для обеспечения компрессии имеют в сечении форму трапеции. Все детали поршневой группы разбиваются на размерные группы, что облегчает подбор деталей при ремонте.
Система смазки
Масляным резервуаром двигателя ЯМЗ 236 служит поддон картера. Оттуда масло поступает в шестеренчатый насос и под давлением подается к подшипникам коленчатого и распределительного валов, верхним головкам шатунов, коромыслам и штангам привода клапанов. Насос может прокачивать до 140 литров масла в минуту. Остальные узлы двигателя смазываются масляным туманом, образующимся при работе двигателя. Всего в системе смазки находится 24 литра масла. Очистка идет по двум ступеням – фильтром грубой очистки и центробежным изделием для тонкой очистки. Через центрифугу проходит около 10 процентов прокачиваемого насосом масла. После очистки оно стекает обратно в картер. Обслуживание центрифуги заключается в промывании внутренней полости от осевшей грязи. Фильтр грубой очистки представляет собой латунную мелкоячеистую сетку. При обслуживании мотора сетку просто промывают и устанавливают обратно. Технические характеристики ЯМЗ 236 напрямую зависят от работоспособности системы смазки.
При работе двигателя необходимо следить за давлением масла, которое должно находиться в пределах 4…7 атмосфер. В жаркую погоду давление может несколько снижаться из-за высокой температуры масла в двигателе. Дополнительное охлаждение масла осуществляется с помощью отдельного радиатора, расположенного перед радиатором охлаждающей жидкости. При максимальном режиме работы через устройство в минуту проходит до 25 литров масла. Охлажденное в радиаторе масло сливается в картер двигателя.
Система охлаждения и питания
Поддержание температурного режима является непременным условием обеспечения технических характеристик двигателя ЯМЗ 236. Расход топлива и масла, а также долговечность двигателя напрямую зависят от температуры мотора. Для поддержания температурного режима двигатель оборудован радиатором со специальным клапаном, позволяющим увеличить температуру закипания охлаждающей жидкости до 116-119 градусов.
Охлаждение жидкости производится шестилопастным вентилятором с приводом от шестерен газораспределительного механизма. На валу вентилятора на подшипниках установлен промежуточный шкив привода генератора и компрессора системы пневматического привода тормозов. Вентилятор установлен в специальном кожухе, который направляет поток воздуха. Интенсивность охлаждения регулируют установленные перед радиатором жалюзи с ручным приводом из кабины водителя. Двигатель соединен с радиатором резиновыми шлангами. Общая емкость системы составляет 28 литров. На фотографии в статье показан общий вид ЯМЗ 236 с турбокомпрессором и коробкой передач.
Рабочей температурой двигателя является диапазон значений в пределах 75-98 градусов. Каждый блок цилиндров имеет собственный канал для отвода жидкости, оборудованный термостатом. Завод-изготовитель не рекомендует длительную работу двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 градусов. Контроль температуры ведется по прибору на щитке в кабине водителя.
Опционально в системе охлаждения может быть установлен подогреватель модели ПЖД 400 или 44. Подогреватель устанавливается перед радиатором и основан на прогреве жидкости сгорающим в котле топливом. Под установку подогревателя в блоке двигателя ЯМЗ 236 имеются специальные каналы. Циркуляция жидкости осуществляется отдельным насосом с электрическим приводом. Выхлопные газы отводятся на масляный поддон для разогрева масла. Применение автономного подогревателя улучшает эксплуатационные и технические характеристики ЯМЗ 236. Расход топлива при использовании такой системы заметно ниже, особенно при эксплуатации дизеля при низких температурах.
Система питания
В состав системы входит насос высокого давления с регулятором числа оборотов, фильтры очистки топлива, форсунки впрыска и топливные трубки низкого и высокого давления. Для фильтрации используются фильтры грубой и тонкой очистки. На одной из фотографий в статье показана современная версия ЯМЗ 236 с турбокомпрессором и 9-лопастным вентилятором.
Благодаря усовершенствованию конструкции удельный расход топлива двигателя сократился. Если на первых МАЗ 500 расход составлял около 25 литров при мощности всего 180 сил, то на современных машинах он составляет 33-40 литров при мощности от 300 до 420 сил.