Автомобиль Татра 813 (кличка — Осьминог) является идеальным тяжеловесным грузовиком периода 60-70-х годов прошлого века. Даже сегодня он признается лучшим образцом инженерного таланта чехословацких конструкторов, а со стороны его можно спутать с самоходной лабораторией из голливудского боевика Универсальный солдат.
История создания
Противостояние стран Варшавского Договора и Соединенных Штатов влияло на рост вооружения. Это стало причиной острой потребности в грузовиках. Собиралось много танков и другой бронетехники, а вот транспортировать платформы с ними было нечем. Оставшиеся со времен Великой Отечественной войны и подаренные союзниками начинали разваливаться, замены не существовало. Надеяться на помощь СССР не стоило, так как в Союзе была аналогичная проблема, а производство только начинало налаживаться.
Единственным кроме Советского Союза государством, которое могло себе позволить производство таких грузовиков, была Чехословакия. Работа над новым проектом была начата в начале 60-х годов на заводе в городе Копршивниц.
Первая экспериментальная модель Татра 813, фото которой показывает ее без кабины и кузова, была собрана в 1965 г. На протяжении 1,5 лет она тестировалась, и лишь в 1967 г. с конвейера завода сошла первая серийная модель.
Вынужденное разнообразие
Экономика Чехословакии того времени не могла себе позволить использовать мощь крупнейшего автозавода для устранения нужд армии. Это стало причиной того, что еще на этапе проектирования в ее конструкции была заложена возможность использовать грузовик в гражданских целях.
Татры 813 88 технические характеристики позволяли выпускать ее в нескольких вариантах: шести- и четырехмостовых модификациях. Намерение использовать грузовик в мирных целях подчеркивает и конструкция кабины, которую нельзя назвать армейской. Производителем допускалась вероятность производства моделей, способных вместить 3 или 4 человека.
Грузовик был снят с серийного производства лишь в 1982 г. Общее количество собранных моделей — 11 751 экземпляров, при этом мощность завода в Копршивнице позволяла выпускать около 1 000 экземпляров в год.
В Советский Союз данная модель поставлялась в ограниченном количестве. На отечественных дорогах можно было встретить лишь несколько экземпляров:
Модели для нужд армии
Помимо штатных армейских балластных тягачей и грузовиков, на базе Татры 813 собирались такие модификации:
Модификации для гражданских и служебных целей
В мирных целях грузовик использовался повсеместно в разных модификациях. Преимущественно он встречался в угледобывающей промышленности и в качестве транспорта спецслужб:
Многочисленные преимущества модели являлись причиной того, что она длительное время находилась в эксплуатации. Хотя использовалась крайне редко. Причиной этому являлся расход топлива, составляющий 42 литра солярки на 100 км.
Общее описание
Одно из своих неофициальных названий — «Осьминог», автомобиль получил благодаря уникальным техническим характеристикам.
Хотя он был построен на привычной для завода хребтовой раме, внешний вид модели совершенно новый. Несмотря на внушительные габариты, технические характеристики Татра 813 позволяли ему разгоняться до 70 км/ч, на асфальте буксировать прицеп с грузом массой 100 т, а на пересеченной местности – до 12 т.
Автомобиль имел 8 ведущих колес, 4 из которых управляемые. В качестве примерного ознакомления приведены ТТХ модели 8х8:
Особенности
Созданный грузовик имел много различий с предшественниками. Отличие заключалось не только во внешнем виде — футуристической для того времени кабине и большому количеству колес.
Уникальные технические характеристики скрывались внутри модели. При проектировании использовалось много новшеств, никогда ранее не применявшихся на чешских грузовиках:
Также была установлена система изменения давления в шинах, увеличившая проходимость, и использовалась система подъема ведущих полуосей, что делало возможным дальнейшую эксплуатацию тягача при проколе колес.
Конструкция кабины была построена по принципу советского грузовика ГАЗ-66К выпущенного за год до «Осьминога». Отсутствие капота стало причиной того, что большая часть двигателя находилась в кабине между креслом водителя и пассажира.
Опыт, приобретенный инженерами-конструкторами завода в процессе создания и последующей модернизации Татра 813, стал начальной точкой для рождения следующего семейства «815». Автомобили этой серии, в отличие от предшественника, предназначались только для мирных целей. Преимущественно на их шасси собирались автокраны, цистерны и экскаваторы. Несмотря на конструктивное отличие моделей, основные характеристики колесной базы, считающиеся особенностью машин, сохраняются на протяжении десятилетий.