Большой популярностью среди людей, пытающихся улучшить свою жизнь, пользуется тематика создания легких транспортных средств, способных передвигаться в условиях бездорожья. Вездеходы-самоделки имеют характеристики, обуславливаемые возможностями и наклонностями их создателей, что приводит к индивидуальному облику каждой машины. В рамках данной статьи рассмотрим основные элементы и типы конструкций создаваемых образцов. Основными по схеме исполнения движущих частей являются машины с колесным или гусеничным приводом.
Колесные вездеходы
Они наиболее распространены в среде начинающих самодельщиков, что обусловлено меньшими затратами на конструирование и создание машины. Ранее большую часть из них составляли вездеходы, имеющие компоновку трицикла, с ведущими задними колесами. В настоящее время более распространенными стали аппараты с колесной формулой 4х4, 6х6. Это связано с возможностями по созданию более комфортных условий и увеличению массы перевозимого груза.
Конструкции на гусеницах
Подобные вездеходы-самоделки являются более сложными относительно колесных машин и требуют больших затрат на их создание, однако эксплуатационные возможности имеют ряд плюсов по сравнению с пневматиками. К основным относятся, конечно же, лучшая проходимость и маневренность, а также снижение риска повреждения элементов ходовой части.
Как сделать снегоход самим
Для начала следует прояснить самому себе предназначение будущего вездехода: определиться с пассажировместимостью, максимальной массой и габаритами перевозимых грузов, временем и условиями эксплуатации. Это позволит выработать концепцию аппарата и его предполагаемые возможности.
На следующем этапе необходимо выбрать тип движителя – колесный или гусеничный. Кроме того, определить его конструктивное решение: на колесном шасси – количество ведущих и управляемых пневматиков, вездеходы на гусеницах – тип ленты, количество, расположение ведущих и направляющих звездочек.
После предварительной работы окончательно выбирается та или иная схема создаваемого образца, начинается создание рабочих чертежей будущей машины.
Выбор двигателя
Порой финансовые вопросы накладывают определенные ограничения на выбор, который приводит к использованию того, что есть. Зачастую им оказываются двигатели от старых мотоциклов или автомобилей.
При отсутствии проблем с финансированием проекта вездеходы-самоделки могут оснащаться самыми различными силовыми установками, а опытные самодельщики рекомендуют следующие варианты:
— Для пневматиков предпочтительными являются современные двигатели мотоциклов, необходимо лишь подобрать мотор требуемой мощности и соответствующий эксплуатационным условиям. Хорошим выбором будет установка, имеющая принудительное охлаждение, так как на вездеходе не будет соответствующих условий для нормального охлаждения.
— Аппараты с гусеничным приводом следует комплектовать автомобильными моторами, обладающими высоким крутящим моментом и достаточной эксплуатационной надежностью. При выборе карбюраторного или дизельного двигателя следует обратить внимание на возможность их запуска в условиях сильных морозов, поскольку для стабильной работы потребуется установка предпускового подогревателя. В то же время дизель обладает большей экономичностью.
Элементы подвижности
Изготовление колес на шинах низкого давления, как правило, осуществляется путем крепления двух дисков, имеющих между собой перемычки, на втулку. Сверху одевают камеру и фиксируют ее. В качестве дополнительной меры защиты от внешних повреждений поверх может использоваться протектор дополнительной камеры. Вездеходы-самоделки на гусеницах могут использовать снятые гусеницы промышленно выпускаемых снегоходов или же изготовленные самостоятельно. В большинстве случаев данный движитель является отрезком транспортерной ленты с закрепленными грунтозацепами и отверстиями для прохождения зубьев ведущего элемента.