Понятие SWOT-анализа более-менее определено в сфере маркетинга и менеджмента. А вот определение SNW-анализ зачастую вызывает некоторую путаницу. Давайте вместе попробуем разобраться в этих значениях и выяснить основные особенности этих составляющих.
SNW-анализ: что это такое
Анализ внутренней среды фирмы или предприятия представляет собой совокупную оценку предприятия или организации, которая в полной мере отражает ее сильные, слабые и нейтральные стороны. В сфере маркетинга определение SNW-анализ несколько схоже с определением SWOT-анализа, однако в первом существует еще нулевой аспект исследования. SNW – это общепринятая аббревиатура, состоящая из трех слов английского происхождения (S – сильная сторона, N – нейтральная позиция и W – слабая).
Как показывает практика, SNW-анализ внутренней среды предприятия – достаточно эффективный способ определить конкурентоспособность организации, при котором в роли нейтральной позиции лучше всего выбрать среднее рыночное состояние для определенной ситуации. Таким образом и фиксируется так называемая нулевая точка конкуренции. Что это дает предприятию? Прежде всего, это позволяет выявить наиболее сильную сторону организации и совершенствовать ее, то есть позиционировать предприятие на том или ином рынке.
5 аспектов SNW-анализа
Общий анализ внутренней среды состоит из следующих аспектов:
1. Маркетинг, в свою очередь, состоит из следующих компонентов: доля рынка, конкурентоспособность предприятия, ассортимент и качество продукции (услуги), конъюнктура рынка, продажа, реклама и позиционирование товара.
2. Анализ финансовой ситуации в организации позволяет оценить эффективность стратегического планирования, а также выявить потенциальные слабые внутренние места в организации и ее положение относительно конкурентов.
3. В любой организации существенная роль отводится анализу управленческих операций.
4. Как говорится, кадры решают всё. Именно поэтому человеческие ресурсы, а именно квалификация работников, их отношение к поставленным целям, а также компетентность работников и руководства в целом, выполняют одну из важнейших ролей в эффективности деятельности того или иного предприятия.
5. Корпоративная культура – это нетрадиционный фактор, который тем не менее выполняет существенную роль во всей организации. Согласитесь, без благоприятного климата в коллективе сложно наладить отношения между сотрудниками и добиться эффективного выполнения поставленных задач. От слаженной работы всех структурных подразделений во многом зависит успех организации.
SNW-подход
Как уже было сказано, SNW-подход – это более совершенный анализ слабых и сильных сторон организации. Данный подход преследует следующие цели: определить наиболее сильные стороны и заниматься их совершенствование, и слабые стороны, чтобы ликвидировать их вообще или сделать более сильными. Кроме того, рекомендуется определить так называемое среднесрочное состояние, которое позволит определить более полную картину деятельности организации. Так, зачастую бывает, что какая-то конкретная фирма в конкурентной борьбе оказывается практически по всем, за исключением одной, ключевым позициям в состоянии N, и лишь по одной позиции – в состоянии S. Нейтральная позиция – это среднее состояние организации на определенный период времени.
Методика
SNW-анализ предприятия исследует следующие аспекты внутренней среды организации:
- Основная бизнес-стратегия организации.
- Конкурентоспособность товара, продукции или услуги на соответствующем рынке.
- Наличие определенных средств.
- Эффективность торговой марки, нововведений и работы сотрудников.
- Маркетинг и уровень производства.
Для того чтобы тщательным образом проанализировать внутреннюю среду организации, используется метод SNW-анализа, который по большей части сводится к заполнению следующей таблицы:
Стратегическая позиция |
Сильная – S |
Нейтральная – N |
Слабая – W |
Стратегия организации |
|||
Орг. структура |
|||
Финансовое положение |
|||
Текущий баланс |
|||
Уровень бухгалтерского учета |
|||
Финансы как инфраструктура |
|||
Доступность инвестиционных ресурсов |
|||
Финансы в качестве уровня финансового менеджмента |
|||
Продукт как конкурентоспособность в целом |
|||
Структура затрат (в целом) |
|||
Дистрибуция в качестве системы реализации продукции |
|||
Дистрибуция в качестве материальной структуры |
|||
Дистрибуция в качестве мастерства процесса продажи |
|||
Информационные технологии |
|||
Инновации в качестве способа реализации продуктов на соответствующем рынке |
|||
Способность к лидерству |
|||
Способность к лидерству руководящего лица |
|||
Способность к лидерству каждого сотрудника |
|||
Способность к лидерству в качестве совокупных объективных факторов |
|||
Уровень производства в целом |
|||
Эффективность материальной базы |
|||
Эффективность деятельности рабочего персонала |
|||
Уровень маркетинга |
|||
Степень менеджмента |
|||
Качество торговой марки |
|||
Репутация на рынке |
|||
Репутация как работодателя |
|||
Отношения с органами власти |
|||
Отношения с профсоюзами |
|||
Инновации в качестве исследования и разработки |
|||
Обслуживание после непосредственных продаж |
|||
Степень вертикальной интегрированности |
|||
Корпоративная культура предприятия |
|||
Стратегические альянсы |
Результат SNW-анализа
В итоге перед специалистами должна вырисоваться вполне ясная картина: при SNW-подходе все преимущества анализа остаются в силе, а SNW-анализ фиксирует четкую ситуацию на рынке. Таким образом, с помощью специальных программ можно произвести сопоставление полученных показателей со стратегией организации и определить дальнейшую направленность деятельности, то есть оптимизировать непосредственно сам процесс управления, сделав его еще более эффективным.