Многие слышали о системе start-stop, некоторые даже владеют автомобилями с установленной подобной функцией. Но статистически доля таких машин на отечественных дорогах крайне мала. В мире первые автомобили с такой системой сошли с конвейеров еще в прошлом веке. Много вопросов и противоречий вызывает сама система «старт-стоп». Какие подвохи ожидают автомобилистов и стоит ли ее устанавливать?
Причины для создания
Мечта каждого автоконструктора — создать идеальный автомобиль, сделать его максимально привлекательным, комфортным, уменьшить расход топлива. Разработчики обещают экономичный топливный расход. Одни автособственники предпочитают этому поверить, другие — не спешат воспользоваться ноу-хау.
Как бы ни был экономичен автомобиль и каким бы ни был бережливым автолюбитель, в условиях городской инфраструктуры приходится затрачивать немало горючего. У автомобилистов появляется вопрос: что это — система «старт-стоп»? Ответ на него можно найти в этой статье. На холостом ходу авто забирает 30 % топлива, что очень высокий показатель. Простои в пробках или перед светофорами обходятся недешево. Что делать? Новинка придумана для подобных ситуаций.
В чем суть системы?
Что это — система «старт-стоп» и зачем нужна? Секрет этой конструкции сводится к тому, что автомобилист на определенный промежуток времени может выключить мотор, сэкономить горючее, стоя в пробке. Преимуществом является возможность уменьшить массу выхлопных газов ввиду снижения работы силового узла.
Первые шаги
Что это -система «старт-стоп»? Первые устройства были испробованы на гибридных машинах. В них ДВС и электродвигатель заставляют функционировать привод. Почти все марки брендовых производителей последних лет снабжаются системой «старт-стоп». Первые попытки провести эксперимент осуществил концерн «Toyota» в 1970-х годах. Переключающее устройство было установлено на модель из серии люкс Crown. В 1994 году на Volkswagen Golf 3 также устанавливалась система, но успеха не имела. В 2010 году Opel воспользовалась технологией, включив ее в серию автомашин с моторами EcoFlex.
Секреты рабочих принципов
На чем базируется работа системы «старт-стоп», всегда ли срабатывает? «Золотое» правило, которые должны усвоить автолюбители, касается следующего. При определенных условиях аппарат заглушает мотор. Для возобновления движения на авто с МКПП нажимается педаль сцепления. На автотранспорте с АКПП нужно отпустить педаль тормоза.
Как происходит остановка функционирования мотора:
- При понижении скоростного режима до максимально допустимой отметки дверь водительская должна быть закрыта.
- Трансмиссионный узел переводится в положение «N».
- Сцепление выжимается до упора.
- Положение штурвала должно быть статичным.
Инженеры систему «старт-стоп» продумали для ситуации, когда это допускается условиями. Поднятие капота деактивирует устройство. Удобство в том, что когда водитель покинул салон, возится с силовым агрегатом, случайное нажатие на сцепление или тормоз не заведет аппарат. Простаивать авто с включенным мотором не будет.
Когда не сработает start-stop?
Есть несколько случаев, когда устройство бесполезно:
- Вакуумный уровень усилителя силового узла уменьшился ниже регламентного значения.
- Зарядка аккумулятора для системы «старт-стоп» садится.
- Функционал климат-контроля сфокусировано на компрессорной части.
Конструкционные премудрости
Для понимания, как работает система «старт-стоп», важно знать ее комплектацию. В устройство включены две составляющие: одна отвечает за старт, вторая – за остановку. Отдельный механизм в ответе за быстроту отключения мотора. Традиционно устроенная автомобильная система бы не справилась с периодическими включениями-выключениями двигателя, поэтому в транспортное устройство пришлось внести корректировки.
Для этого в машине применяется усиление стартера. Возникает необходимость реверсионного генератора, топливный впрыск в цилиндры. В этом случае экономится до 9 % топливной смеси. При работе усиленного стартера исчезает обычный длинный гудок за счет дополнительного приводного механизма. В связи с этим работа мотора характеризуется бесшумностью.
Все это приводится в движение техникой управления, состоящей из блока и датчиков. Помимо запуска, она следит за уровнем заряда аккумулятора. При желании установить ноу-хау, нужно перепрошить ЭБУ, контролирующую работу управления.
Итак, что это — система «старт-стоп» на автомобиле? Для лучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.
От теоретических догм к практическим реалиям
Рассмотрим обыденную для каждого автолюбителя ситуацию:
- Красный «глаз» светофора сигнализирует остановиться. Человек за рулем жмет на педаль тормоза, переводя КПП в положение «N». Блок управления, отвечающий за опционал start-stop, командует двигателю остановиться. Все элементы, зависимые от работы движка, переключаются на аккумуляторную подпитку.
- Начинает мигать зеленое «око»: шофер снимается с места, задействуя сцепление или отпуская тормозную педаль.
Подчас автоматика не срабатывает и приходится задумываться, как отключить систему «старт-стоп» вручную, и этот момент автоинженеры продумали: кнопкой на приборной панели. В теории одни плюсы, но как на самом деле обстоят дела на некоторых марках?
Грех жаловаться или…?
Водители часто интересуются, что это — система «старт-стоп», и ищут информацию в интернете, спрашивают у автомехаников. Отзывы о технологии крайне противоречивые, но не безосновательные. Возникали проблемы с турбонаддувом. Особенно это касается старых автомоделей. В инструкции к данным маркам была приписка: сразу глушить мотор после интенсивной езды нельзя, надо дать турбине остыть. При задействовании start-stop остывать времени нет, поэтому турбина выводится из рабочего режима и случается поломка.
В «БМВ» система включается в стандартную комплектацию, у «Ауди» идет в качестве дополнительного оборудования. Монтаж в сервисах обойдется примерно в 30 тыс. руб., но по исследованиям автоиздания «За рулем», схема оправдывает себя и эффективна в «полупустом городе», на светофорах, пробках, хотя и не на всех авто. Установка их возможна на седаны бизнес-класса, тогда она вполне уместна. С какими неполадками сталкиваются в пути с этой технологией?
О неполадках
Зимой у всех водителей возникает один вопрос: выдержит ли аккумулятор еще один холодный сезон? На батарею приходятся повышенные нагрузки — это самая частая неисправность «старт-стоп»-системы. Нередко садится заряд АКБ, и она выходит из строя. Обычный ресурс батареи рассчитан на 7 лет, но при использовании новой технологии он значительно уменьшается.
Убивает батарею неисправный стартер, генератор. Второй способен на некоторое время зарядить батарею, на полное восстановление рассчитывать не приходится. Можно оставить АКБ на сутки в сервисе. Все это меры временного характера. Кардинально решить вопрос поможет замена прибора. Производители на рынке представляют огромное количество вариантов, среди которых наибольший процент потребительского спроса составляет оборудование от Bosch или «Веста». Это приспособления с увеличенным сроком службы и большой емкостью.
Симптоматикой «умирающей» батареи является слабая работа стартерной части, затухающие индикаторы, дефицит напряжения. Подробную диагностику осуществляют спецприборы, проверяющие исправность аккумулятора под влиянием нагрузки. Все прояснит электролитное обследование: в деле участвует специальный пробник, который поднимает с днища секции электролитное вещество, диагносты оценивают его цвет. О разрушении электродов говорят темные и буроватые оттенки.
Автоэксперты рекомендуют для дорогих импортных «детищ» мирового автопрома, имеющих «старт-стоп», использовать аккумуляторы GEL и AGM. Это станет выгодной инвестицией в обслуживание недешевого «стального коня». Покупка обойдется до 6000 руб. Батареи свинцово-кислотного типа имеют непростую составляющую. Ее пластины не погружаются в электролитное вещество, их удерживают специальные сепараторы. Батарея отличается герметичностью, химическая реакция «съедает» вредные вещества, поэтому размещать его можно в салоне. Подходят аккумуляторы EFB. Размещаемые под капотом, они имеют малое внутреннее сопротивление и особый состав, благодаря которому аппарат лучше справляется с вибрациями по сравнению с предыдущим вариантом.
В процессе эксплуатации авто с системой start-stop увеличивается нагрузка на стартер. При этом применяется усиленная его версия. Поломка к этой запчасти обходится дороже, чем покупка привычной модели в два раза. Какой напрашивается вывод?
Очевидный результат
Для сошедших с конвейерной ленты автомобилей, поставляемых на рынок новыми, для хозяина агрегата плюсов целая гамма: эта аппаратура дарит возможность сберечь примерно 200 $ за год с пробегом 20000 км. Прибегнуть к владению данным механизмом на старых «ласточках» — себе в убыток ввиду дорогостоящего ремонта стартеров, замены деталей.
Многие владельцы Audi A3 вынуждены наблюдать такую картину. Автотранспорт отказывается заводиться после отработки «старт-стоп»-конструкции. Итог — при нажатии педали газа стартерный механизм вращается, а «коняга» не хочет продолжить путь. На «ручник» не ставится, крайне сложно удержать средства передвижения на возвышенности. Специалисты советуют обновить программное обеспечение.
В случае с этим новшеством вполне уместна поговорка: «Раз на раз не приходится», поскольку частенько она отказывается срабатывать по непонятным причинам, в некоторых ситуациях исправно выполняет функции после обновления ПО.
Технология очень капризна, требовательна к выполнению условий для нормального исполнение задач. Несоблюдение хотя бы одного правила приведет к ошибке системы «старт-стоп», ее отказу выполнять свою роль. И хозяин автомашины увидит перечеркнутый значок на приборной панели. Одним из условий является тепло в салоне и пристегнутый ремень. Чувствительна конструкция и к температуре охлаждающей жидкости. В целом, изобретение задумано неплохо.