Система смазки автомобиля предназначена для снижения трения, устранения продуктов износа и охлаждения поверхностей. Подвод масла в зазор между соприкасающимися (трущимися) поверхностями – цилиндром и поршнем – увеличивает компрессию мотора и делает соединение более плотным.
К маслу, применяемому в смазочной системе, предъявлены разные требования. Оно должно иметь определенный показатель вязкости, минимальную температуру застывания, высокую термоокислительную способность, максимальную температуру вспышки. Кроме того, смазка должна отличаться минимальным коксовым числом. Она должна быть очищенной – в ней не должно быть примесей (щелочей, минеральных кислот, серы, воды) и прочих механических включений.
Перечисленным требованиям в большей степени соответствуют материалы, полученные из нефти. Также достаточно распространены и синтетические масла. Однако они, в сравнении с минеральными, имеют большую стоимость, но, вместе с этим, превосходят их по качеству.
Система смазки двигателя предусматривает несколько вариантов подвода масла. Материал может подаваться самотеком, под давлением или посредством разбрызгивания. В конструкциях современных автомобилей используются, как правило, все виды подачи масла. Такая система получила название «комбинированная система смазки двигателя». В этом случае, как правило, масло не скапливается на дне полости, где осуществляется вращение кривошипа. Комбинированный метод получил наибольшее распространение в конструкциях четырехтактных моторов, в которых применяется циркуляционная система смазки с сухим картером.
Масло от коленвала (шатунных шеек) по специальным отверстиям может подводиться к поршневому пальцу или из шатунного канала разбрызгиваться на стенки цилиндра мотора при совпадении каналов шатунной шейки и шатуна. Отсюда же масло методом разбрызгивания может подаваться на кулачки распредвала при его нижней позиции. При вытекании в зоне соприкосновения трущихся деталей, которые смазываются под давлением, смазка поступает на части ГРМ (толкатели, стержень клапана, штанги, цепь привода) самотеком. Вращаясь, коленвал разбивает капли масла и создает «туман». Это способствует понижению трения соприкасающихся деталей.
К маслу, которое подается насосом, предъявляются достаточно жесткие требования по степени очистки. В связи с этим система смазки двигателя оснащена и целым рядом фильтров.
На маслозаборнике насоса установлен первый, обычно сетчатый, фильтр. Далее предусмотрено несколько способов очистки:
Система смазки двигателя оснащается и устройствами, предназначенными для поддержания оптимальной температуры функционирования системы, а также обеспечивающими действие в аварийном режиме. К основным параметрам, определяющим функционирование, относятся температура и давление. С учетом типа конструкции мотора определяется и оптимальный показатель давления (в пределах 1-8 кг/см2).
Кроме того, предельные величины определяются и в соответствии с режимом работы двигателя. Обеспечивает поддержание давления на нужном уровне редукционный клапан. Эта деталь способствует ограничению давления до необходимого показателя. Установка этого клапана осуществляется в главной магистрали либо на масляном насосе непосредственно.
На случай отказа полнопоточного фильтра предусматривается в конструкции перепускной клапан. Он позволяет подавать масло мимо фильтра.
Поддержание необходимого теплового режима обеспечивается за счет передачи части масла по особому каналу к радиатору охлаждения от насоса.