Система охлаждения ВАЗ 2109, двигателя и коллектора, считается одной из самых эффективных автомобильных разработок для двигателей внутреннего сгорания. Все узлы и агрегаты системы построены по принципу компенсационной регулировки. Контур жидкостного охлаждения работающего двигателя замкнут и полностью герметичен. Любая, даже незначительная разгерметизация системы — и режим охлаждения будет нарушен. Двигатель перегреется, охлаждающая жидкость закипит и автомобиль встанет. Поэтому не реже одного раза в месяц нужно проводить осмотр всех соединительных шлангов, патрубков и прокладок.
При обнаружении подтекания охлаждающей жидкости в месте соединения шланга с патрубком, необходимо подтянуть хомут. Если шланг растрескался или протерся, его следует заменить. А в случае течи отопителя салона, придется ехать в автосервис, поскольку все соединения трубок и патрубков печки скрыты и обычным порядком к ним не подобраться, нужен специальный инструмент. Система охлаждения ВАЗ 2109 позволяет устранение неполадок без демонтажа узлов. Если течи нигде нет, контролировать систему охлаждения автомобиля необходимо в любом случае. Это делается с помощью расширительного бачка, который находится под капотом на видном месте.
Бачок имеет два обозначения на пластиковом корпусе, Мин. и Макс., два рубежа уровня охлаждающей жидкости. Превышение максимального уровня даст излишнюю нагрузку на предохранительные клапаны и насос, а чрезмерно низкий уровень тосола или воды создает риск появления воздушных пробок в системе и повышение градуса нагрева, вплоть до закипания. Система охлаждения ВАЗ 2109 сконструирована достаточно рационально. При нормальном уровне охлаждающая жидкость равномерно циркулирует в рубашке блока цилиндров, перетекает в каналы головки блока, затем поступает в радиатор, из радиатора в отопитель салона, из отопителя вновь в рубашку блока и так без конца по замкнутому кругу.
Движение охлаждающей жидкости обеспечивает водяной насос, который вращается от коленчатого вала двигателя. Насос принимает жидкость через всасывающий патрубок и гонит ее, с силой выталкивая из выпускного патрубка. Таким образом создается интенсивное движение охлаждающего компонента по всей системе. Регулировка температуры работающего мотора необходима, поскольку все узлы и агрегаты двигателя расчитаны на строго определенный температурный режим. Система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 поддерживает оптимальную температуру в пределах 85 – 95 градусов Цельсия.
Нагрев в заданных пределах обеспечивается радиатором, вентилятором и термостатом. Радиатор представляет собой конструкцию, состоящую из двух бачков и ряда тонкостенных медных трубок и пластин, которые пропускают охлаждающую жидкость. Проходя через трубки радиатора жидкость остывает. Контролирует процесс снижения температуры термостат. Он работает по принципу запорного клапана, при повышении температуры открывает шлюз. При понижении температуры термостат останавливает циркуляцию жидкости.
Вся система охлаждения ВАЗ 2109 построена на взаимодействии отдельных узлов. Действие термостата дублируется вентилятором, который установлен между внешней решеткой облицовки моторного отсека и радиатором. Вентилятор соединен с датчиком, вмонтированным в нижний бачок радиатора. При повышении температуры замыкаются контакты датчика и вентилятор включается. Крыльчатка гонит холодный воздух по всему радиатору, градус нагрева охлаждающей жидкости снижается и, таким образом регулируется температурный режим всего двигателя автомобиля ВАЗ 2109, система охлаждения которого представляет собой надежную инженерную разработку.