Эксплуатация металлических конструкций и деталей нередко сопровождается воздействием агрессивных сред. В качестве примеров можно привести и автомобильные кузовы, и кровельный настил с заборами и всевозможной каркасной обшивкой. Исправлять появляющиеся дефекты сваркой или рихтовочным инструментом требуется не всегда, но заделка грунтующей смесью вполне может себя оправдать. И лучше всего с этой операцией справится шпатлевка по металлу с обширным спектром защитных эффектов.
Назначение покрытия
Шпатлевка оказывает защитно-восстановительное воздействие на металлические поверхности. На практике ее используют в качестве промежуточной прослойки между непосредственно структурой заготовки и внешним декоративным покрытием. В некотором роде это подготовительная база для обычной краски, но рассчитанная на повышенную защиту основного материала. Например, термостойкая шпатлевка по металлу способна отражать тепловые воздействия при температурном режиме -50…+120 °С, сохраняя и первостепенные механические свойства. В зависимости от модификации данное средство может обеспечивать защиту от коррозии, агрессивных щелочей, бензина, атмосферных воздействий и прямого контакта с водой. Поэтому существуют и специальные составы, ориентированные на эксплуатацию в промышленных условиях, на открытом воздухе, в помещении, на электроэнергетических предприятиях и т. д.
Состав материала
Большая доля почти любой шпатлевки данного типа приходится на эпоксидную смолу. Остальные части составляют разного рода пигменты и модифицирующие добавки с пластификаторами. По этой причине коэффициент нелетучих элементов составляет порядка 90 %. Конкретный набор второстепенных компонентов шпатлевки по металлу зависит от условий применения. Это могут быть и нейтральные вещества для заполнения дефектов, и армирующие волокна наподобие стеклопластиковых включений, улучшающих физические свойства прочности. Иногда дополнительные элементы вносят уже в процессе приготовления раствора. К таким можно отнести мел или каолин, которые способствуют быстрому отвердению и высыханию смеси.
Разновидности покрытия
Принципиальное значение для технико-эксплуатационных качеств шпатлевки имеет тип использованного наполнителя. По этому параметру выделяют следующие виды основного компонента:
- Мелкозернистый наполнитель. Обеспечивает эффект деликатного выравнивания, маскируя микроскопические поры и формируя ровную поверхность. Это оптимальная шпатлевка по металлу для авто, которую можно использовать и в качестве финишного покрытия.
- Облегченная основа. Тоже разновидность мелкозернистой шпатлевки, но без декоративного эффекта. Подходит для работы с мелкими царапинами, сколами и трещинами. Отличительной чертой этого состава можно назвать скромную массу, почти не влияющую на конструкционные характеристики заготовок.
- Крупнозернистый наполнитель. В данном случае акцент делается не на выравнивании или подготовке поверхности к финальной отделке, а на грубое исправление серьезных дефектов на поверхности. В сущности, это грунтующий состав, после которого выполняют шлифовку. Крупнозернистые шпатлевки отличаются высокой прочностью и в целом механической устойчивостью.
- Армирующая основа. Еще более износостойкий состав, за счет которого устраняются большие повреждения со сквозными пробоинами. Как раз в таких составах содержится стекловолокно и металлический порошок.
Подготовка поверхности к нанесению шпатлевки
Условия работы и требования к целевой поверхности могут быть разными в зависимости от характеристик конкретного состава. Например, прежде существовало разделение между грунтовкой и непосредственно шпатлевкой, которая наносилась уже после заделки дефектов. Сегодня же вопрос о том, в какой последовательности и как укладывается шпатлевка, на грунт или на металл, не стоит. Есть лишь одно правило – непосредственно поврежденная поверхность в целях укрепления и защиты может обрабатываться напрямую любым составом, в котором содержится эпоксидная смола. Специальной и отдельной грунтовки другими смесями не требуется. Другое дело, что поверхность должна быть по возможности зачищена от следов коррозии, окалины, прогаров и загрязнений с масляными пятнами.
Приготовление состава
Основа для шпатлевки поставляется в виде сухой смеси объемом от 0,25 до 60 кг. Изначально следует рассчитывать на расход примерно 600-700 г/м2 при стандартной толщине до 1 мм. Если планируется задействовать в работе пневматический пистолет для распыления, то расход будет еще ниже – примерно 200-300 г/м2 с учетом, что и толщина покрытия уменьшается вдвое. В таком соотношении готовится шпатлевка по металлу под покраску для автомобилей. Сухая смесь состоит из двух компонентов, один из которых представляет собой основу, а второй – отвердитель. Сначала перемешивается основа с водой при помощи строительной дрели-миксера на низких оборотах. Далее вносится отвердитель и в том же режиме выполняется размешивание в течение 10 минут, пока не сформируется однородная масса.
Укладка покрытия
Выдержав готовую смесь 20-30 минут, приступают к работам. Укладку можно выполнять и пневматическим распылителем, и традиционным инструментом в виде шпателя, и комплектным тюбиком с небольшим соплом, если речь идет о небольшой зоне обработки. Нанесение шпатлевки на голый металл выполняется одинаковыми пластами по всей площади и тут же выравнивается. Для распределения массы по всему участку стоит воспользоваться штукатурным правилом. Также не стоит забывать, что смесь в силу особенностей рецептуры недолго сохраняет пластичность, поэтому выполнять операцию следует как можно быстрее. По инструкции жизнеспособность смешанной шпатлевки при нанесении шпателем составляет 1-1,5 ч, а при работе с пульверизатором – до 6 ч. После полимеризации уложенное и распределенное покрытие шлифуется мелкими абразивами. Для этого желательно использовать шлифмашинку с фетровым кругом. Затем можно приступать к декоративным лакокрасочным мероприятиям.
Что учесть при использовании материала?
Специалисты заранее советуют ориентироваться на благоприятные условия окружающей среды. Лучше всего выполнять работы при влажности не более 80% и температуре не ниже +5 °С. Если материал после приготовления получился слишком вязким и доставляет проблемы при нанесении (особенно касается распылителей), то стоит воспользоваться специальными растворителями для шпатлевки по металлу – средствами марок Р-4 и Р-5А. Не стоит забывать и о химически активных веществах в составе шпатлевки. На протяжении всего рабочего процесса будет не лишним использовать средства индивидуальной защиты.
Заключение
Функции защиты металлических поверхностей от разного рода угроз давно переняли лакокрасочные покрытия. Они оберегают материал и от легких механических воздействий, и от коррозийных процессов. Но в условиях эксплуатации материала в агрессивных средах и с учетом имеющихся повреждений оптимальным решением станет применение шпатлевки по металлу, оказывающей ремонтно-восстановительное действие. Ее главное преимущество заключается в том, что она не дает существующим очагам повреждения продолжить разрушение структуры изнутри. К тому же защитные свойства многих грунтующих составов на эпоксидной основе превосходят по эффективности альтернативные покрытия.