Как корабль назовешь, так он и поплывет. Название «Шерп» для разных видов техники на колесах говорит само за себя.
Нарицательное значение
Шерп — что это такое? В первом из нарицательных значений все-таки не «что», а «кто». Шерп — это человек, прокладывающий кому-то путь. Появилось это определение в XIX веке, когда английским экспедициям для исследования Гималаев понадобились носильщики и проводники. Для этой роли как нельзя лучше подходили выносливые и смелые шерпы.
Эта малочисленная народность проживает у подножия Джомолунгмы и в Кхумбу на границе с Тибетом, на высоте 3000—4000 метров над уровнем моря. Пришли шерпы в эти районы из Восточного Тибета. Название этого народа по-тибетски и означает «человек с востока».
В Непале шерпы занимаются скотоводством и земледелием, а в Индии — торговлей и по-прежнему восхождениями на горные вершины в качестве носильщиков и проводников.
Техника Sherpa
Репутацию шерпов не раз использовали производители техники повышенной проходимости.
«Кавасаки Шерпа» — японский мотоцикл двойного назначения, который может ездить не только по дорогам, но и по пересеченной местности. Появился он в 1997 году, сначала на собственном рынке Японии, а затем в США, Канаде, Греции, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии.
Это мотоцикл малого веса (в среднем 120 кг), легко управляется, отличается маленькой высотой по седлу (810 мм), но имеет большой дорожный просвет (265 мм).
«Альпина Шерпа» — снегоход, который полностью соответствует своему названию. Он проектировался для работы на высокогорных курортах, но вполне подходит для спасателей, лавинной службы, лесных патрулей.
На нем можно перевозить травмированных лыжников, буксировать группу горнолыжников на подъем в местах без подъемников, прокладывать трассы по глубоким сугробам для спортивных снегоходов или лыжников-бегунов. Этот снегоход называют уникальным. Он, в отличие от других моделей, имеет две гусеницы суммарной шириной один метр. Все его системы максимально надежны и контролируются водителем. Гонять на высоких скоростях на итальянском снегоходе невозможно, его максимальная скорость — 50 км/час, но он может преодолевать почти отвесные подъемы, пусть неторопливо, но уверенно.
Вездеход «Шерп» Гарагашьяна
Алексей Гарагашьян, талантливый инженер-конструктор из Санкт-Петербурга, назвал «Шерпом» свое новое детище — вездеход на шинах низкого давления, увидевший свет не далее как в 2015 году.
Вездеход «Шерп» сочетает в себе проходимость, маневренность, надежность, компактность и большой салон.
Эта машина обеспечивает полную свободу действий. Ей не страшны препятствия высотой до одного метра, крутые склоны, и абсолютно безразлично, что находится под колесами: вода, торф, твердый грунт или лед.
По проходимости специалисты сравнивают «Шерп» с гусеничной техникой, и иногда не в пользу последней. Почти абсолютную проходимость машине обеспечивают оригинальные технические решения и наработанный опыт, которые использовал в ее конструкции А. Гарагашьян.
Характеристики вездехода
Длина 3,4 м, ширина 2,5 м, высота 2,8 м — габаритные размеры вездехода «Шерп». Что это означает? Машина очень компактная. При этом дорожный просвет в зависимости от давления в шинах достигает 60 см.
Максимальная скорость, которую развивает «Шерп» на дороге, не больше 45 км/час, а минимальная — 1,5 км/час. В водоемах любой глубины скорость вездехода — 6 км/час.
Емкость основного топливного бака 58 л, а тратит он дизельного топлива 2—3 л/час в зависимости от сложности трассы. Если нужен больший запас хода, в колесных дисках можно установить дополнительные баки еще на 50 литров.
Вездеход может нести на себе груз массой полтонны без снижения проходимости и буксировать почти две с половиной тонны, при этом скорость падает до 30 км/час.
Турбодизельный двигатель Kubota V1505-t объемом 1,5 л и мощностью 44 л.с. вместе с обычной механической пятиступенчатой коробкой передач установлены достаточно глубоко под передним сиденьем. Такая особенность конструкции у вездехода «Шерп». Что это дает? Центр тяжести машины предельно смещен вниз, что защищает ее от опрокидывания.
Конструкция шасси
Главная особенность вездехода обращает на себя внимание с первого взгляда. Громадные колеса высотой 1,6 метра и шириной 0,6 м не заметить невозможно, но это не единственное их достоинство. Покрышки сверхнизкого давления оснащены системой автоматической подкачки, для контроля которой в салон выведена специальная педаль.
Диски для колес разработаны специально для вездехода «Шерп». Что это дает? Диски обеспечивают удержание шины при низком давлении, и их конструкция выполнена так, что грязь на них не налипает и не намерзает лед.
В шины подаются выхлопные газы. Чтобы накачать шины до рабочего давления при запуске двигателя, понадобится не больше 15 секунд.
Оси колес жестко крепятся к корпусу, не имея возможности перемещаться, в том числе вертикально. Поэтому в вездеходе используется пневмоциркуляционная подвеска новой оригинальной конструкции, в которой воздух может по системе труб достаточно большого диаметра перемещаться из колеса, под которым оказалось препятствие, в остальные колеса.
Устройство вездехода
Корпус вездехода вписан между колесами. Кабина с автомобильными креслами, снабженными ремнями безопасности, для водителя и одного пассажира расположена в его передней части, за ней — грузовая платформа, изогнутые крылья над колесами соединены перемычками.
Трансмиссия в «Шерпе» не только передает крутящий момент на колеса, но и с помощью цепей приводов колес, которые находятся в кузове, управляет машиной.
Органы управления вездеходом — это рычаги, соединенные с приводами бортовых тормозов, рычаг МКПП, педали сцепления и газа.
Для контроля давления шин есть не только педаль, но и прибор, представляющий собой обычный для медиков тонометр.
Приборов немного, водителям они знакомы, кроме счетчика моточасов. Этот прибор необходим, потому что ТО нужно проходить через каждые 50 моточасов.
Двери в вездеходе «Шерп» не предусмотрены. В кабину можно попасть через откидную дверку-аппарель в лобовом листе корпуса, опираясь на специальную трубчатую подножку. При этом переднее стекло откидывается в шарнирах. Боковые окна тоже могут подниматься и фиксироваться, как и лобовое, в любом положении.
Комплектации вездехода
Сегодня вездеход производится на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге в двух комплектациях.
Базовая комплектация «Стандарт» выпускается с тканевым тентом, колесными колпаками, тремя аккумуляторами, галогенной оптикой, особопрочной окраской кузова, жидкостным отопителем салона и тепло-шумоизоляцией моторного отсека.
Комплектация «Кунг» отличается теплым трансформируемым мягким салоном. В нем могут передвигаться 6 человек, а комфортно спать во весь рост двое.
Дополнительными опциями, которыми можно оснастить вездеход по желанию покупателя, являются LED-фары, воздушный отопитель, генератор на 60 A, дополнительные топливные баки и одноосный прицеп, на котором вездеход можно транспортировать на дальние расстояния.
На вездеход «Шерп» цена колеблется в пределах 3,85—4,1 млн. руб. в зависимости от комплектации без дополнительных опций.
Тест-драйв вездехода
Для этого малыша на гигантских колесах не нужна дорога, совсем никакая дорога не нужна. Он может легко подниматься и спускаться по крутому склону очень устойчиво (при этом топливо подается в двигатель беспрерывно), спокойно перебираться через поваленные деревья и груды камней.
Общее водоизмещение колес — почти три с половиной тонны, корпуса — около тонны. То есть суммарное водоизмещение водоплавающей машины — немногим меньше пяти тонн. Если учесть, что сухая масса вездехода 1,3 т, а груза он может взять тонну, то запас получается двойной. Чтобы утопить такое плавсредство без необратимых разрушений, нужно очень постараться, приложив всю российскую смекалку.
Интересные ощущения дарит подвеска. На ходу колесо, наезжая на препятствие, сохраняет с ним нормальный контакт, и вибрация гасится.
Управление с помощью рычагов непривычно для водителя, но не представляет трудностей и обходится без физических усилий. Опыт приходит быстро, водители говорят, что вездеход «Шерп» способен вальсировать на маленькой площадке, если у хозяина появится такое желание.
Обращает на себя внимание удачное устройство вентиляции и отопления салона. Воздушный поток организован так, что в кабине сохраняется тепло даже с откинутым лобовым стеклом.
И еще одна немаловажная деталь — «Шерп» удобно обслуживать. Доступ к силовым агрегатам возможен прямо из салона.
В общем, в эксплуатации вездеход — это сплошные достоинства. Недостатком любители называют стоимость как самой машины, так и дополнительных комплектующих. Но что поделать, например, такие колеса дешевыми быть не могут по определению, как и остальные оригинальные комплектующие.