Семейство мотоциклов «Ява-350»

Мотоциклы

Название этого двухколесного транспортного средства не имеет ничего общего с одноименным индонезийским островом. Слово JAWA (Ява) является производной от имени первого владельца бывшего оружейного завода Франтишека Яничека и немецкой фирмы «Вандерер», у которой он еще в 1929 г. приобрел оборудование и лицензию на выпуск мотоциклов. Тогда же был выпущен и первый мотоцикл «Ява-500 OHV».

Семейство мотоциклов «Ява-350»

Большое семейство «триста пятидесятых»

Название «Ява-350» – это не название какой-то одной конкретной модели, а название целого семейства мотоциклов, оснащенных двигателем с рабочим объемом 350 см3.

Первый мотоцикл «Ява-350 CV» появился еще в 1934 г. У него стоял двигатель с нижним расположением клапанов. Имевший неплохую по тем временам мощность, 12 л. с., он мог развивать скорость 100 км/ч при расходе топлива 3,5 л на 100 км.

Спустя год на «Явы» стали устанавливать более мощные двигатели (15 л. с.) с верхним расположением клапанов. Эта модель под названием «Ява-350 OHV» выпускалась вплоть до 1948 г. (кроме военных лет).

После войны мотоциклы «Ява» стали оснащаться двухцилиндровыми двухтактными двигателями нового поколения, работы над которыми проводились еще в годы войны инженерами немецкой фирмы DKW. Выпускавшийся с 1948 по 1955 гг. мотоцикл «Ява-350 Огар» тип 12 (позднее получивший название «Перак тип 12») пользовался заслуженным признанием покупателей на фоне послевоенного подъема спроса на двухколесную технику.

В 1953 г. появился очередной мотоцикл 350-го семейства «Ява» – тип 354, в котором впервые стали применять совмещенную педаль переключения передач с рукояткой кикстартер. Кроме того, этот мотоцикл получил новые шасси и двигатель. В 1962 г. 354-й тип подвергся значительной модернизации.

Семейство мотоциклов «Ява-350»В 1965 г. произведена очередная модернизация мотоцикла «Ява», в результате которой появилось новое семейство «Ява-350» — тип 360. Новая модель была выпущена в 1969 году. Ею стала «Ява-350 Californian IV» — тип 362. Следующая модификация произошла годом позже. Тогда была выпущена модель триста пятидесятой «Явы» — 633/1 Bizon, в которой была установлена новая рама, сделанная по хребтовому типу, а также раздельная смазка двигателя. Однако новый дизайн «Бизона» почему-то не пришелся по нраву покупателям, а потому в 1973 г. завод приступил к выпуску мотоцикла «Ява-350» тип 634, на которую был установлен новый мотор мощностью 19 л. с. и закрытая рама дуплексного типа.

В 1984 г. с конвейера сошла новая модель триста пятидесятой «Явы» – тип 638, на котором смонтировали силовую установку мощностью 23 л. с. и новое электрооборудование на 12 В (на всех предыдущих моделях величина напряжения составляла 6 В). 638-я модель неоднократно модифицировалась, и затем на ее основе были выпущены последующие семейства мотоцикла – тип 639 и тип 640, последний из которых выпускается до настоящего времени.

Тюнинг «Ява-350» имеет измененный как в интерьере мотоцикла, так и в его начинке (дисковые передние тормоза, электростартер, раздельная система смазки), чем избавляет отечественных «кулибиных» от необходимости внесения сколь-нибудь значимых усовершенствований в и без того надежный аппарат.

В 2009 г., к 80-летнему юбилею завода, была выпущена модель триста пятидесятой «Явы» — «Люкс». Изменения затронули, в основном, внешний вид: решено вернуться к классическому стилю – круглая фара, обилие хромированных деталей и т. д. Кроме того, были внесены изменения в тормозную систему и систему подвески.

Семейство мотоциклов «Ява-350»

«Ява» в СССР

В СССР продукция соратников по социалистическому лагерю стала поставляться с 1955 г. Это были мотоциклы объемом как 250, так и 350 см3. Модель «Ява-350», характеристики которой больше подходили для наших условий, стала наиболее популярной у мотолюбителей бывшей шестой части суши. Эти мотоциклы оснащались хорошо зарекомендовавшим себя двигателем объемом 350 см3, спицованными колесами, маленьким обтекателем с прямоугольной фарой, передним дисковым тормозом.

Хорошо продуманная и испытанная конструкция мотоцикла доказала свою надежность при его эксплуатации в любых дорожных условиях: в городе, на проселочных дорогах, в различных климатических условиях. Советским мотоциклистам очень пришлись по нраву прочная стальная рама, рассчитанная на грузоподъемность почти 200 кг, возможность использования бокового прицепа, а также наличие раздельной системы смазки, освобождающей от необходимости добавления масла в бензин. К тому же некоторые экземпляры снабжались электростартером.

Даже постоянно увеличивающиеся поставки и немалая стоимость (в середине семидесятых официальная стоимость превышала 700 рублей) не помешали тому, что мотоцикл попал в разряд дефицитных товаров, и для его приобретения необходимо было приложить немало усилий.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.