Седельно-сцепное устройство относится к основным элементам, служащим для соединения тягача и прицепа. Приспособление усовершенствуется в соответствии с развитием автомобильной промышленности в мире. Современные модификации оснащаются электроникой и автоматикой, что существенно облегчает эксплуатацию, включая сокращение времени на сцеп и расцепку.
История создания
Предположительно, прототип первого седельно-сцепного устройства появился в конце 19-го столетия. В тот период конструкторы известной компании De Dion-Bouton сконструировали прицеп, часть нагрузки от которого передавалась на раму тягача. Стоит отметить, что в качестве последнего выступал трицикл с паровым двигателем.
В то время мало кто задумывался о том, что такое устройство сцепки через десятки лет станет сложнее и функциональнее. В современных аналогах пневматические механизмы агрегируют с электроникой и механикой. Требования безопасности нагрузки указанных приспособлений требуют устойчивости к износу, надежности и удобства обслуживания.
Конструкционные особенности
Усовершенствованные седельно-сцепные устройства (ССУ) состоят из ряда основных элементов:
- опорной плиты;
- специального механизма для сцепа и расцепки;
- блока обеспечения гибкости узла.
Сцепной эффект образуется после того, как шкворень на полуприцепе войдет в гнездо основной плиты, фиксируясь замковыми элементами, шарнирно закрепленными на пальцах. Сейчас распространены два типа рассматриваемых приспособлений: одно и двухзахватное. Первый вариант обычно характерен для европейских производителей. Вторая модель присуща отечественным конструкторам. Например, седельно-сцепное устройство КамАЗа. Различие механизмов в том, что парный захватный агрегат тягу передает на основные элементы и смежные с ним пальцы, а в одинарной версии нагрузка идет также на массивный запорный кулачковый блок, который подвержен только сжимающим воздействиям.
Разновидности
Виды, габаритные размеры и технические моменты, предъявляемые к рассматриваемым механизмам, обуславливаются международными стандартами. Например, в соответствии с нормативной документацией, предусмотрено два основных типа изделий:
На использование типоразмеров влияет вертикальная нагрузка и полный вес полуприцепа либо автопоезда. Первый вариант применяется, если масса ТС не превышает 55 тонн с вертикальной нагрузкой не более 20 т. В других случаях целесообразно использовать второй тип оборудования.
В некоторых иностранных вариациях предусмотрена быстрая перенастройка с одного типоразмера на другой аналог. Среди прочих характеристик считают высоту, определяющую вертикальный размер и приведенную нагрузку, отражающую прочностные параметры узла.
Гибкость седельно-сцепного устройства
Показатель гибкости рассматриваемого приспособления зависит от трех уровней свободы перемещения:
Два из указанных параметров обеспечиваются при помощи поперечной оси и плавности крепления в местах соединения с опорной плитой. Кроме того, выпускаются новые седельные тягачи КамАЗ и другие отечественные грузовики с приспособлениями, которые имеют максимальный угол поперечного наклона. Диапазон хода гарантируется при помощи добавочной продольной оси.
В результате получается прототип шарнира с карданом, обеспечивающий новые возможности узла. Например, модификация типа SK-HD 38/36 G применима для автопоездов, которые эксплуатируются на плохих дорогах либо с повышенной скручиваемой нагрузкой на раму. Предельный угол наклона указанного приспособления в стороны достигает семи градусов. К минусам указанной конструкции относят уменьшение устойчивости автопоезда при движении, качание прицепа ограничивается особыми упорами или стабилизаторами.
Обслуживание и ремонт седельно-сцепного устройства
Подавляющее большинство производителей грузовиков пытается облегчить основные узлы транспортных средств, чтобы увеличить полезную нагрузку и сэкономить горючее. Основной путь к решению проблемы — внедрение инновационных технологий и материалов. К примеру, опорные плиты сцепного механизма делаются посредством штамповки или литья.
В первом варианте используется усиленная сталь, во втором — шаровидный графит. В современном автомобилестроении этими материалами выбор не ограничивается. Не так давно, фирма SAF-Holland выпустила ССУ, опорная плита которого сделана из алюминиевого сплава. Облегченное приспособление предназначено для тягачей с предельной нагрузкой 20 тонн (150 кН). Уменьшение массы по сравнению со стандартной конструкцией составляет около 30 килограмм, при этом изделие не требует смазки на протяжении всего эксплуатационного периода, благодаря наличию полимерной накладки.
Не является секретом, что технология смазки прицепного устройства на седельном тягаче «Урал» и других грузовиках, напрямую связана с проблемами экологии. Конструкторы постоянно бьются над тем, чтобы обеспечить минимальное попадание отходов ГСМ в окружающую среду. Для этого применяют приспособления с автоматической дозировкой, там, где без смазки не обойтись. К примеру, фирма Jost презентовала новинку Lube Tronic-5 Point. Здесь запас материала хранится в картридже, гарантирующем размеренную подачу смазки в несколько точек на плите-опоре и замковом механизме. За дозировкой следит электронный контроллер, предусмотрено несколько рабочих режимов, в зависимости от массы автопоезда и нагрузки. Одной заправки картриджа хватает на год эксплуатации.
Электронный механизм
Одной из самых продвинутых систем ССУ считается электронная система Jost KKS. Она полностью гарантирует исключение механического разъединения сцепки и автоматизирует активацию пневматических узлов с последующим вертикальным перемещением опор полуприцепа. Электронная версия оснащается сенсорными датчиками безопасности, универсальным пневматическим разъемом и управляемыми осями.