Экскаватор в своей жизни видел практически каждый человек. Колесные и гусеничные копают котлованы, расчищают площадки под застройку, выполняют другую работу.
Несмотря на их внушительные размеры, они всего лишь лилипуты по сравнению с одним великаном, о котором расскажет эта статья.
Самый большой в мире экскаватор был построен в Германии в 1978 году. Его размеры просто поражают воображение, достаточно сказать, что его масса составляет 13 500 тонн. Для сравнения: один средний легковой автомобиль весит порядка 1 тонны.
Называется самый большой экскаватор Bagger 288. При всей его мощи, он реально работает и приносит из года в год прибыль своим владельцам. А нужен такой монстр многим.
Основная его деятельность — это разработка месторождений угля, песка, глины. Кроме того, он может выкапывать специальные траншеи и рвы для прокладки труб, кабелей связи, создавать различные насыпные сооружения (отвалы, насыпи, дамбы).
Существенное преимущество этого экскаватора в объеме выполнения работ. За 1 день он способен поднять 240 тысяч кубометров грунта. Для того чтобы перелопатить такой объем породы обычным экскаваторам, необходимы месяцы.
Основной механизм, при помощи которого работает самый большой экскаватор в мире, это ротор, то есть огромный вал, на котором закреплено более полутора десятков ковшей. Емкость одного ковша — около 7 метров кубических. При вращении ротора ковши, вращаясь на нем, поднимает грунт на специальную транспортерную ленту, которая перемещает добытую породу к месту погрузки.
Конструкция экскаватора продумана таким образом, что он способен разгружать добытое сырье прямо в вагоны, если, конечно, рядом имеется железная дорога.
Помимо прочих достоинств, самый большой экскаватор способен перемещаться со средней скоростью примерно 1 км в час. Однако благодаря ширине и большому количеству гусениц, давление этой махины на грунт не превышает давления, оказываемого обычной машиной. Поэтому монстр легко перемещается, но для того чтобы достигнуть другого карьера, ему требуется значительное время.
Самое интересное — это то, что для своего обслуживания самый большой экскаватор требует всего лишь 4 человек. Это оператор, который, находясь в кабине, управляет устройством, его сменщик, оператор, управляющий погрузкой грунта, и бригадир, отвечающий за работу машины в целом.
Работает самый большой экскаватор на электричестве. Для подачи электроэнергии разработана специальная катушка, которая по мере продвижения монстра стравливает электрический кабель.
Много хлопот возникает при перемещении экскаватора с одного места на другое. Это очень зрелищное мероприятие, на которое собираются поглазеть сотни любопытных горожан. И посмотреть действительно есть на что, так как его перемещение — это целая спецоперация. По маршруту движения демонтируются линии электропередач, над железными и автодорогами делаются специальные подушки-насыпи, в некоторых местах укрепляется грунт, небольшие речушки засыпают.