В настоящее время для нужд потребителей ОАО «КАМАЗ» выпускается модель тяжелого самосвала вездехода КамАЗ-6522. Отличительной особенностью данной модели является полный привод, как у армейских автомобилей повышенной проходимости. Разработка данного автомобиля обусловлена тяжелыми дорожными условиями, как правило, существующими в местах добычи различного рода полезных ископаемых, а также на участках строительных работ. Внешне данный автомобиль обладает заметной схожестью с моделью КамАЗ-6520, выделяясь большей высотой из-за различий в переднем ведущем мосте.
Большой процент комплектующих материалов поставляется от ведущих производителей. К примеру, поставщиком коробки передач и раздаточной коробки является фирма. Таким образом удалось обеспечить увеличение надежности самосвала КамАЗ-6522, цена же при этом сохранилась на допустимом уровне, без значительного снижения рентабельности при эксплуатации практически во всех отраслях применения. Предложенная фирмой ZF модель 16S151 коробки передач имеет 16 ступеней для обеспечения большей оптимальности в нагрузке на двигатель, в зависимости от дорожных условий. Однако необходимо отметить некоторое неудобство в пользовании рычагом при переключении, особенно на 7-й и 8-й передачах, вне зависимости от положения делителя.
Также среди особенностей модели КамАЗ-6522 необходимо отметить использование переднего моста фирмы «Мадара» (Болгария), конструкцией которого выбрано использование двойных карданных шарниров. Выбор в качестве переднего моста изделия иностранного производителя стал вынужденной мерой, так как отсутствует собственная конструкция с требующейся грузоподъемностью.
Проведенный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изучение опыта эксплуатации предыдущих образцов, а также автомобилей, выпускаемых другими производителями, позволили значительно улучшить КамАЗ-6522. Технические характеристики самосвала даже при кратком обзоре позволяют дать в целом положительную оценку.
Он оснащается современными и надежными двигателями КАМАЗ, мощность которых, в зависимости от комплектации, варьируется от 320 до 400 л.с., двигатели соответствуют по экологическим показателям норме ЕВРО-3. При полной нагрузке максимальная скорость не превышает 90 км/ч. Преодолеваемый угол возвышения составляет до 25°, поворотный радиус – 11,5 метров. В снаряженном состоянии масса КамАЗ-6522 – 13,95 тонны, грузоподъемность – до 19 тонн. Закрытая часть объема платформы составляет 12 м3, подъемное оборудование позволяет поднять платформу на 50°.
Как транспортное средство по перевозке грузов сыпучего характера, данная машина обладает высокой привлекательностью для потенциальных покупателей. Во-первых, это обусловлено хорошими возможностями по грузоподъемности и объему кузова-платформы. Во-вторых, полный привод позволяет эксплуатировать автомобиль на самых различных дорогах, вне зависимости от климатических условий. Прямую конкуренцию продукции ОАО «КАМАЗ» составляют только машины Минского автозавода, так как имеют сопоставимые ценовые показатели и ресурс эксплуатации. Однако автомобили «КАМАЗ» более широко распространены и модельный ряд больше. В заключение необходимо отметить, что сегодняшний рынок уже позволил найти самосвалу КамАЗ-6522 своих потребителей.