В некоторых случаях из-под передних колес доносится характерный шум, который может свидетельствовать о том, что необходима замена ступичного подшипника. Многие автолюбители сразу разводят руками, мол, каким же образом самостоятельно менять подшипник ступицы. И отправляются на станцию технического обслуживания. В случае если идет речь о новом или очень дорогом автомобиле, то это, возможно, является самым подходящим выбором. Но если машине уже больше десятка лет, то замена подшипника вполне может проводиться своими силами.
Для того чтобы самостоятельно заменить эту деталь, потребуется съемник ступичных подшипников. Он состоит из мощного болта, трех толстых шайб (самая большая из которых с гайкой), кольца по наружному диаметру. Большая шайба с резьбой располагается по внешнему размеру кольца, а средняя уходит внутрь него (т.к. по сравнению с наружным диаметром подшипника она несколько меньше). При отсутствии съемника можно воспользоваться наставками и хорошими молотками.
Для того чтобы не пришлось производить развал-схождение, необходимо снять амортизаторную стойку вместе со ступицей и поворотным кулаком. В этом нет ничего сложного, но зато остается ненарушенным развал-схождение.
Детальная замена ступичного подшипника:
— ступичная гайка откручивается головкой на 30 и хорошим воротком с трубой;
— гайка штока стойки опускается под капот;
— снимается колесо;
— от поворотного кулака отсоединяется рулевой наконечник;
— тормозной механизм отсоединяется от поворотного кулака;
— откручивается болт крепления к ступице тормозного диска и снимается;
— раскручивается от поворотного кулака крепление шаровой опоры, нажатием на рычаг выводится стойка с поворотным кулаком в сторону от шаровой опоры (амортизаторная стойка при этом остается висеть на верхней чашке, так как гайка на штоке амортизаторной стойки не до конца откручена);
— откручиваются болты грязезащитного щитка тормозного диска, снимаются;
— из ступицы выводится вал наружного ШРУСа и, придерживая стойку снизу, до конца откручивается гайка штока амортизаторной стойки;
— вытаскивается амортизаторная стойка в сборе со ступицей и поворотным кулаком, выпрессовывается со ступицы подшипник, пользуясь той же головкой на 30 и двупалым съемником (можно при помощи монтировок и молотка), ступица, выдавливаясь из подшипника, при этом с собой забирает половину внутренней обоймы подшипника;
— съемником из поворотного кулака выдавливается подшипник, при этом предварительно удаляются стопорные кольца;
— ступица зажимается в тиски, при помощи молотка и зубила со ступицы сбивается оставшаяся внутренняя обойма старого подшипника, предварительно делается на обойме несколько пропилов болгаркой (внутренняя обойма от этого раскалывается обычно с первых ударов);
— в некоторых случаях какая-то часть подшипника может остаться на ступице, и чтобы избавиться от нее, придется приложить усилия (но необходимо быть очень аккуратным, так как если повредится посадочная поверхность ступицы, то придется ее заменить).
Все разобрано и снято, все детали вычищены от грязи и замена ступичного подшипника практически завершена, осталась только сборка:
— с внутренней стороны кулака вставляется стопорное кольцо;
— в поворотный кулак запрессовывается передний новый ступичный подшипник при помощи съемника, большей фаской подшипник сориентируется в поворотный кулак, в стопорное кольцо до упора;
— ставится стопорное наружное кольцо;
— запрессовывается до упора передняя ступица в подшипник.
Далее на автомобиль собирается и ставится амортизаторная стойка в сборе со ступицей и поворотным кулаком.
Замена ступичного подшипника в домашних условиях занимает максимум 3-4 часа.