Хотя в лабораториях заводов-производителей разработка новых видов системы управления автомобилем проводится давно, но пока альтернативы рулевому колесу не найдено. Поэтому можно смело предполагать, что мы ещё долго будем водить машины, выкручивая его для совершения манёвров. Механизм управления несложен, но надёжен и удобен. В него входит совсем немного деталей, в том числе и рулевая колонка, к которой автолюбители относятся без особого внимания, полагая, что незачем отвлекаться на простой незамысловатый отрезок металла.
Однако заслышав неприятный скрип при повороте руля, совершая манёвр, следует подумать о том, что ничто не вечно, и изнашивается любая, даже очень прочная, металлическая деталь. Но самое страшное происходит тогда, когда рулевая колонка отказывается изменять направление движения автомобиля, несмотря на то что водитель интенсивно поворачивает руль. Такой вид поломки унёс жизни уже многих людей. Об этом нужно помнить всегда и следить за состоянием механизма управления постоянно.
Несмотря на то что устройство, в принципе, несложное и у всех автомобилей оно абсолютно подобное, отличия в нём всё-таки есть. Например, рулевая колонка «Газель» отличается по форме и длине вала от механизма, предназначенного для управления какой-либо модификацией автомобиля ВАЗ. Хотя и в том и в другом случае они должны лишь транслировать вращательное движение от руля к червячной передаче и далее к колёсам.
Свою устойчивость рулевая колонка получает благодаря наличию специального кронштейна и жёсткого сцепления с рулём. Поэтому вал имеет с двух сторон резьбу и шлицевые соединения, но с одной стороны оно внутреннее и предназначено для посадки червяка, а с другой – наружное и служит для крепления руля.
Отличительные особенности вала есть у каждой модели автомобиля. Например, рулевая колонка УАЗ жёсткая и непоколебимая, а в автомобиле ВАЗ-2107 она имеет два миниатюрных карданных устройства на шарнирах, поэтому при повышенной нагрузке, связанной с ударом в левую часть переднего бампера, она просто складывается и оберегает водителя от травм и ушибов. А наличие двух игольчатых подшипников делает управление семёркой совсем лёгким.
Независимо от модификации автомобиля, любая рулевая колонка может иметь одинаковые признаки неисправностей.
Во-первых, это скрипящие звуки, которые раздаются при износе или деформации, а также поломке в блоке подрулевого переключателя.
Во-вторых, образование люфта. Если он имеет осевую направленность, то это признак ослабления шлицевого соединения. Если продольную, то следует подтянуть крепления кронштейна, поддерживающего рулевой вал.
Каждому автомобилисту нужно помнить, что если механизм управления установлен правильно, то и служить он будет надёжно. Но в процессе эксплуатации обязательно происходит ослабление креплений. А как только болты и гайки потеряли жёсткость крепления, начинается стирание и повышенный износ шлицевых соединений, механизм постепенно приходит в неисправное состояние. В результате вал начинает проворачиваться, а водитель может потерять управление автомобилем.