Раскрытие ребенка через игры

Дети

Осознание ребенком себя как личности и открытие окружающего мира начинается в 3–4 года.

В младшем возрасте окружающий мир представлен семьей, далее с возрастом он увеличивается до пределов дома, улицы, города. Дети начинают познавать человеческие отношения и принимать игровые роли, вести ролевой диалог и развертывать простейшее парное взаимодействие со сверстниками.

Раскрытие ребенка через игры

Чем старше становится ребенок, тем богаче его представления об окружающем мире, разнообразнее его игры.

Раскрытие ребенка через игры

Психологи утверждают, что в процессе игр дети не просто перевоплощаются в другие личности, но обогащают, углубляют, расширяют и развивают свою. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ — одна из высших форм развития детских игр. Они сильно влияют на развитие ребенка, заостряют внимание, улучшают память. Правила игр, которые накапливает картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе, учат детей контролировать себя, сдерживать импульсивность, что способствует формированию характера. При участии в играх со сверстниками дети учатся общаться, уважать мнения, действия и желания других, строить совместные планы, отстаивать свое мнение.

Игры в любом возрасте обладают своими характерными особенностями. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе отражает основные из них.

Например, возникают новые идеи, связанные с получением новых знаний из книжек, рассказов взрослых, телепередач и т. д. Наиболее характерной особенностью является отражение взаимоотношений людей во время трудовой деятельности. Дети в этом возрасте сознают, что в совместных делах есть необходимость помогать друг другу, быть внимательными и добрыми. Наблюдая за играющими детьми, можно увидеть и негативные стороны нашей жизни, так как игра отражает понимание ребенком окружающей его действительности.

Раскрытие ребенка через игры

Например, наблюдая игру девочек в дочки — матери, можно увидеть, что одна на своих детей кричит, другая занимается с куклой, примеряет ей наряды, читает ей, третья больше делает прически и примеряет наряды. Так, посредством игры, можно увидеть, что именно из взрослых отношений ребенок считает для себя основным, считает за образец поведения и подражания, можно делать выводы об особенностях психического состояния, темпераменте, настроении и чувствах ребенка, можно заметить его обиды, страхи, боль, которые он не показывает взрослым.

В игре ребенок наделяет себя силой, недоступной ему в реальном мире. Зачастую, не зная, как относиться к определенной ситуации, он проигрывает ее снова и снова, пытаясь примерить на себя.

Роль воспитателя

Педагог, направляя ход игры в нужно русло, может повлиять на мироощущение ребенка, помочь ему победить страхи, преодолеть неуверенность. Дети любого возраста обожают совместные сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Но часто небольшой жизненный опыт, неустойчивость в проявлении чувств, неумение поступиться своими желаниями или интересами может привести к неправильному ходу игры, разрушению дружеских отношений. Воспитатели, контролируя цель подвижных игр, могут помочь детям выбрать самые интересные сюжеты в играх, быть внимательнее к своим друзьям, уважать предложения и идеи друг друга.

Задача воспитателя состоит в постепенном усложнении ролевого поведения в играх, формировании умения детей изменять свои действия в соответствии с ролями партнеров, назначать свои и чужие роли в процессе развития хода игры. Это очень важно в будущем для творческого и согласованного развертывания игр со сверстниками, для гибкости ролевого поведения детей.

Цель подвижных игр

Игры используются для воспитания и всестороннего развития ребенка. Цель подвижных игр состоит в использовании в них всех видов свойственных человеку движений: бегать, ходить, прыгать, ловить. Ребенок становится выносливее, крепче, сильнее. Лучше начинают работать легкие, сердце, улучшается обмен веществ в организме. Раскрытие ребенка через игры В играх используется удовлетворение детского организма в активных действиях: догнать кого-нибудь, убегать, уклоняться, изображать различных зверей и т. д., при этом укрепляются или тренируются определенные группы мышц. Картотека игр в детском саду содержит множество игр, включающих в себя все многообразие действий для развития ребенка.

В ДОУ часто применяют подвижные игры, в которых в дополнение к основным движениям используются ритмичные хлопки и притопывания. Такого рода игры приносят много положительных эмоций ребенку, мотивируют его на определенные достижения. Проводя игры, воспитатель, в зависимости от физического развития детей, может ставить различные цели.

Картотека игр

Картотека — это совокупность составленных определенным образом карточек, на которых приведены описания игр, даны их цели и основные задачи. Воспитатели, создавая картотеки, систематизируют игры для дальнейшего использования в учебно-игровой деятельности. В старшем возрасте дети сами могут пользоваться карточками и самостоятельно организовывать парные и групповые игры. Также картотеки создаются для удобства планирования занятий в каждой возрастной категории. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе представляет собой, например, каталог подвижных игр с учетом основных движений этого возраста: прыжков, ползания, бега, лазания, игр-эстафет.

Раскрытие ребенка через игры

Для удобства пользования картотекой таблички с играми помечают определенными цветами в зависимости от основного вида движения. Например: игры с бегом — красные, с прыжками — синие, с бросанием и ловлей — желтыми, с лазанием и подлезанием — зелеными и т. д.

Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе является хорошим помощником при написании календарных планов, особенно если игры пронумерованы. Тогда достаточно вписать только ее номер, а цели, задачи и содержание уже будут написаны в картотеке. Тем самым существенно уменьшается время и объемы написания календарных планов. Во время проведения занятий карточки с нужными играми можно легко найти и использовать.

Пример карточки подвижной игры

Карточка №1 Средняя группа. Бег
Ловишки. Подвижная игра
Задачи: развивать у ребенка быстроту и ловкость
Описание: Из детей выбирается ловишка посредством считалки. Его ставят посередине. Дети находятся с одной стороны от ведущего. Как только воспитатель подаст силнал: «Раз, два, три — лови!», все стараются перебежать на другую сторону, стараясь увернуться от ловишки. Тот старается их догнать и осалить рукой. Если ему это удается, тот, кого он коснется, становится ведущим. В результате выбирают самого ловкого ловишку.

Правила: Водящий выбирается считалкой. Дети убегают, он догоняет и салит детей. Действие происходит строго по сигналу воспитателя.

Варианты: Для лучшей ориентации детей ловишку отмечают каким-нибудь знаком, например шапочкой, повязкой или бантиком. Если ловишка не очень ловкий и долгое время не может никого догнать, то воспитатель может назначить другого ловишку.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.