Осознание ребенком себя как личности и открытие окружающего мира начинается в 3–4 года.
В младшем возрасте окружающий мир представлен семьей, далее с возрастом он увеличивается до пределов дома, улицы, города. Дети начинают познавать человеческие отношения и принимать игровые роли, вести ролевой диалог и развертывать простейшее парное взаимодействие со сверстниками.
Чем старше становится ребенок, тем богаче его представления об окружающем мире, разнообразнее его игры.
Раскрытие ребенка через игры
Психологи утверждают, что в процессе игр дети не просто перевоплощаются в другие личности, но обогащают, углубляют, расширяют и развивают свою. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ — одна из высших форм развития детских игр. Они сильно влияют на развитие ребенка, заостряют внимание, улучшают память. Правила игр, которые накапливает картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе, учат детей контролировать себя, сдерживать импульсивность, что способствует формированию характера. При участии в играх со сверстниками дети учатся общаться, уважать мнения, действия и желания других, строить совместные планы, отстаивать свое мнение.
Игры в любом возрасте обладают своими характерными особенностями. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе отражает основные из них.
Например, возникают новые идеи, связанные с получением новых знаний из книжек, рассказов взрослых, телепередач и т. д. Наиболее характерной особенностью является отражение взаимоотношений людей во время трудовой деятельности. Дети в этом возрасте сознают, что в совместных делах есть необходимость помогать друг другу, быть внимательными и добрыми. Наблюдая за играющими детьми, можно увидеть и негативные стороны нашей жизни, так как игра отражает понимание ребенком окружающей его действительности.
Например, наблюдая игру девочек в дочки — матери, можно увидеть, что одна на своих детей кричит, другая занимается с куклой, примеряет ей наряды, читает ей, третья больше делает прически и примеряет наряды. Так, посредством игры, можно увидеть, что именно из взрослых отношений ребенок считает для себя основным, считает за образец поведения и подражания, можно делать выводы об особенностях психического состояния, темпераменте, настроении и чувствах ребенка, можно заметить его обиды, страхи, боль, которые он не показывает взрослым.
В игре ребенок наделяет себя силой, недоступной ему в реальном мире. Зачастую, не зная, как относиться к определенной ситуации, он проигрывает ее снова и снова, пытаясь примерить на себя.
Роль воспитателя
Педагог, направляя ход игры в нужно русло, может повлиять на мироощущение ребенка, помочь ему победить страхи, преодолеть неуверенность. Дети любого возраста обожают совместные сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Но часто небольшой жизненный опыт, неустойчивость в проявлении чувств, неумение поступиться своими желаниями или интересами может привести к неправильному ходу игры, разрушению дружеских отношений. Воспитатели, контролируя цель подвижных игр, могут помочь детям выбрать самые интересные сюжеты в играх, быть внимательнее к своим друзьям, уважать предложения и идеи друг друга.
Задача воспитателя состоит в постепенном усложнении ролевого поведения в играх, формировании умения детей изменять свои действия в соответствии с ролями партнеров, назначать свои и чужие роли в процессе развития хода игры. Это очень важно в будущем для творческого и согласованного развертывания игр со сверстниками, для гибкости ролевого поведения детей.
Цель подвижных игр
Игры используются для воспитания и всестороннего развития ребенка. Цель подвижных игр состоит в использовании в них всех видов свойственных человеку движений: бегать, ходить, прыгать, ловить. Ребенок становится выносливее, крепче, сильнее. Лучше начинают работать легкие, сердце, улучшается обмен веществ в организме. В играх используется удовлетворение детского организма в активных действиях: догнать кого-нибудь, убегать, уклоняться, изображать различных зверей и т. д., при этом укрепляются или тренируются определенные группы мышц. Картотека игр в детском саду содержит множество игр, включающих в себя все многообразие действий для развития ребенка.
В ДОУ часто применяют подвижные игры, в которых в дополнение к основным движениям используются ритмичные хлопки и притопывания. Такого рода игры приносят много положительных эмоций ребенку, мотивируют его на определенные достижения. Проводя игры, воспитатель, в зависимости от физического развития детей, может ставить различные цели.
Картотека игр
Картотека — это совокупность составленных определенным образом карточек, на которых приведены описания игр, даны их цели и основные задачи. Воспитатели, создавая картотеки, систематизируют игры для дальнейшего использования в учебно-игровой деятельности. В старшем возрасте дети сами могут пользоваться карточками и самостоятельно организовывать парные и групповые игры. Также картотеки создаются для удобства планирования занятий в каждой возрастной категории. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе представляет собой, например, каталог подвижных игр с учетом основных движений этого возраста: прыжков, ползания, бега, лазания, игр-эстафет.
Для удобства пользования картотекой таблички с играми помечают определенными цветами в зависимости от основного вида движения. Например: игры с бегом — красные, с прыжками — синие, с бросанием и ловлей — желтыми, с лазанием и подлезанием — зелеными и т. д.
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе является хорошим помощником при написании календарных планов, особенно если игры пронумерованы. Тогда достаточно вписать только ее номер, а цели, задачи и содержание уже будут написаны в картотеке. Тем самым существенно уменьшается время и объемы написания календарных планов. Во время проведения занятий карточки с нужными играми можно легко найти и использовать.
Пример карточки подвижной игры
Ловишки. Подвижная игра Задачи: развивать у ребенка быстроту и ловкость |
Описание: Из детей выбирается ловишка посредством считалки. Его ставят посередине. Дети находятся с одной стороны от ведущего. Как только воспитатель подаст силнал: «Раз, два, три — лови!», все стараются перебежать на другую сторону, стараясь увернуться от ловишки. Тот старается их догнать и осалить рукой. Если ему это удается, тот, кого он коснется, становится ведущим. В результате выбирают самого ловкого ловишку. Правила: Водящий выбирается считалкой. Дети убегают, он догоняет и салит детей. Действие происходит строго по сигналу воспитателя. Варианты: Для лучшей ориентации детей ловишку отмечают каким-нибудь знаком, например шапочкой, повязкой или бантиком. Если ловишка не очень ловкий и долгое время не может никого догнать, то воспитатель может назначить другого ловишку. |