Подростковый возраст, переходный возраст, пубертат — у этого состояния много названий, но как его не назови, а отказываться от того, что в этот период строится психология подростка бессмысленно. Многие родители отрицают тот факт, что их десятилетний маленький ребенок начинает взрослеть и к нему нужно пристальное внимание. Действительно, период ломки жизненных позиций, психического и сексуально-физического развития наступает в среднем в 10 лет и продолжается до 18 лет, однако психологи до сих пор не могут прийти к общему мнению какой возраст называть подростковым, а какой юношеским. Ведь этот возраст, затягивающийся на несколько лет, тоже делится в свою очередь на несколько этапов. В частности, первый этап, когда ребенок перестает считать себя ребенком, а второй, когда подросток начинает приравнивать себя к взрослому человеку, а, следовательно, и устанавливает для себя новые нормы поведения, которые, по его мнению, соответствуют поведению взрослого человека. В этот период очень важно родителям не отдаляться от подростка, а наоборот принять активное участие в формировании его мировоззрения и социального положения в обществе. Важно принять его позицию взрослого человека и общаться с ним на равных, а не притеснять его интересы, мотивируя это тем, что он ребенок и не может принимать собственные решения. Возрастная психология подростка такова, что в период взросления формируется осознание своего Я и активными темпами развивается логическое и абстрактное мышление, в связи с этим появляется так называемое девиантное поведение, когда у подростка появляются авторитеты, поведение которых он считает эталоном поведения взрослого и стремится подражать ему. В этом случае идеальным для развития личности будет направление подростка в правильное русло, чтобы сформировать у него адекватные правильные нормы поведения.
Существует такой термин, как психология трудного подростка, многие говорят о том, что в этом возрасте дети становятся неуправляемыми, капризными и агрессивными. Позволю себе с этим не согласится, точнее не совсем согласиться. Такое поведение проявляется у ребенка только при неправильном подходе к воспитанию подростка в семье, школе и неправильная его социализация. В этом возрасте социализация — осознание себя как личности со своими потребностями и личностными чертами, крайне необходима и важна для ребенка. Если родители и окружающие не поддерживают стремление подростка к самостоятельности и принятию собственных решений, он зачастую воспринимает это враждебно и начинает искать поддержку в других местах, а это уже чревато появлением неправильных целей, мотиваций, и как следствие приводит к формированию неадекватного поведения.
Психология подростка ориентирована на появление собственных целей в жизни, они стремятся поставить свои цели и всеми силами добиться их, подростки отличаются целеустремленностью и напористостью, что ни в коем случае нельзя гасить, а можно лишь поддерживать и развивать эти черты характера. Но, к сожалению, в большинстве случаев в наших семьях это воспринимается как протест, как вызов ребенка взрослому человеку и начинается активное подавление родителями всех психологических новообразований подростка.
Психология подростка сложна и неоднозначна, и у каждого человека она проходит по-разному, и длительность этого периода определяется многими факторами, в том числе семья, школа, учителя, социум, психологи, СМИ и многое другое. Однако не стоит забывать о том, что через это проходил каждый из нас, и все помнят, как важно получить поддержку в этот период от самых близких — своей семьи. Поэтому прислушивайтесь к своим детям-подросткам и поддерживайте их.