Проводы в армию в былые времена носили больше драматический характер. Причин для веселья не было, ведь парень уходил на долгий срок, служба была опасна, часто солдаты вообще не возвращались живыми домой. Поэтому на проводах, как правило, плакали, прощаясь с рекрутом. Обряд породил много обычаев, также носивших печальный характер. Парней, призванных на военную службу, освобождали от всех хозяйственных работ по дому, от работы на поле. Они переставали вести привычный образ жизни, им не дозволялось видеться с девушками и общаться с неженатой молодежью. Грустью от безысходности и необходимости прощаться буквально пронизаны все рекрутские песни и причеты их близких.
Начиная с середины 20 века, сопровождавшие проводы в армию традиции претерпели некоторые изменения. Исчезает трагизм, остается лишь грусть от необходимости разлуки. Теперь тема рекрутского фольклора связана с радостным ожиданием встречи, обещанием невесты быть верной, надеждой на будущую счастливую жизнь. С другой стороны, частично элементы старых обрядов входят в современные проводы в армию. Одни обычаи слегка видоизменяются, другие вспоминаются, и у них появляется вторая жизнь. При этом для каждой местности характерен свой набор устоявшихся традиций.
Вот, например, в одном из сел наряжали «елочку» – ветку, которую ломал призывник, и она наряженной стояла и ждала его возвращения. Обычно давали украшать невесте. Она завязывала ленточки, шарфы, платочки на «елочку». Или украшали лентами дуги лошадей. Проводы в армию устраивались вечером. Дома собирались только родные. Невесте не полагалось присутствовать, она могла зайти, но дальше порога не шла. Остальные садились за стол. Пели песни, в которых напутствовали молодого воина. Потом звучали пожелания и советы от уже отслуживших мужчин. Провожающие сидели в доме до утра. Призывнику пить спиртное не разрешали. Утром, в день сборов, он должен был быть трезвым, собранным и серьезным, ведь на него возлагалась большая ответственность – служить своей Родине.
В другой местности была иная традиция. Полагалось, чтобы сельчане знали в лицо каждого рекрута, знали, кто его родители. Поэтому парни совершали специальный обход, заходили в каждый дом и сообщали о том, что они призваны в армию. Они ходили с большим коробом за спиной, в который складывали то, что подавали им односельчане. Обычно это были яйца, но попадались и пироги, и куски сала. Потом они шли к реке, разводили костер и делали «мирскую» яичницу. Не подать рекрутам означало не пожелать им остаться живыми.
В послевоенное время парни служили по 7 лет. Принято было дарить памятные подарки. Девушки презентовали носовые платочки или кисеты. А парни забирали с собой фото невесты. Возвращаясь из армии, сыновья привозили матерям в подарок красивый платок на голову.
В настоящее время в селах не сильно изменились проводы в армию. Сценарий в городах, конечно, отличается от деревенского. Здесь родственники могут устроить целое торжество, отметить его дома или собрать всех знакомых и друзей и погулять в ресторане. Однако делается это заблаговременно, так как призывнику необходимо быть бодрым и свежим в день сборов. В день праздника можно заказать видео- и фотосъемку, чтобы оставить память об этом дне. Проводы в армию стараются провести весело, без слез. Родные могут подготовить несколько шуточных коллажей: новобранец командует ротой, вот он же на танке, вот в самолете. Парня надо обязательно хорошо накормить перед отъездом. Лучше всего его побаловать вкусной домашней едой, и пусть он сам выберет свои самые любимые блюда. Ведь ему теперь довольно долго не удастся их попробовать.
Что касается подарков призывникам, то здесь действует одно правило – это должен быть простой, недорогой подарок, на который не позарятся «деды». Например, календарь, в котором отмечена особо дата дембеля, фотоальбом, ручку и блокнот, и другие практичные предметы.