В любом автомобиле устройство бортовой электросети не происходит без участия регулятора. Его «миссия» — поддерживать определенные параметры напряжения в заданном формате, помогать в запуске силовой установки. Каким образом осуществляется проверка реле-регулятора генератора, полезно узнать каждому владельцу транспорта.
- Понятие генератора
- Немного о принципах работы генератора
- О целесообразности реле
- О принципах рабочего функционала генераторных элементов
- Нюансы типологии
- Как проверяется отдельный модуль?
- Главные причины дефектов в работе
- Особенности «симптоматики» повреждений
- Подробная методика контроля
- Простой способ диагностики на «Жигулях»
- Тонкости диагностических манипуляций в автосервисе
- Рекомендации по продлению срока службы регулятора
Понятие генератора
Термин включает следующие значимые детали:
- ротор с электромагнитным полем вокруг обмотки, помещаемый в статор;
- не обходится без статора с наличием трех обмоток для получения переменного тока;
- трехфазный выпрямитель.
Задача устройства — выработать электричество, необходимое для движения автомобиля. Второй пункт его предназначения — заряжать АКБ, крайне чувствительную к напряжению. Стоит заметить, что при дефиците энергии наблюдается «недозаряд», избыток ведет к перегрузке. Сама по себе эта система электроэнергию не вырабатывает. Она поглощает и в нужный момент ее отдает. Здесь и нужен регулятор-помощник. Красный огонек на приборной панели свидетельствует о неполадке. В таком случае проверка реле-регулятора генератора неизбежна. С его участием осуществляется функционирование звуковых и осветительных приборов. Он снабжает электричеством все электроприспособления в автотранспорте. Инженеры оснащают иномарки электронными регулирующими приборами с одновременным внедрением щеточного блока.
Немного о принципах работы генератора
После анализа физических основ напрашивается вывод: в электрогенераторах на выходе напряжение имеет повышенные показатели. Их движение вверх связано с растущей скоростью вращения ротора. Величина напряжения регулируется уменьшением силы электротока, поступающего на роторную обмотку с сокращением скоростных показателей вращения. При проявлении неисправностей требуется срочная проверка реле-регулятора генератора, сделать которую можно в автосервисе. С какой целью разработчики создали это приспособление?
О целесообразности реле
Главная надежда производителей на пути создания релейного устройства состоит в защите генераторного механизма. Требуется проверка реле-регулятора генератора с целью обеспечения нормального функционирования этого узла, защиты его от сверхбольших нагрузок во время работы в обычном или аварийном режиме. С количеством увеличивающихся оборотов возрастает и напряжение. Как следствие, генераторная часть испытывает повышенные нагрузки. Регулятор призван стабилизировать этот показатель. Реле в нем нормализует ток, корректируя его направление в обмотке возбуждения. Каким образом работает генератор?
О принципах рабочего функционала генераторных элементов
Напряжение возникает, постоянно присутствует вследствие соединения с батареей на выходе конструкции с самого начала вращения ротора. Его дальнейший путь — на обмотку возбуждения с помощью регулирующего органа. Скорость ротора растет, соответственно, меняется показатель напряжения. В дело вступает реле-регулятор. Датчик ловит сигнал, обрабатывает его, передает на агрегат, сравнивающий поступающие показатели с заданными величинами. При появлении внезапного разлада требуется проверка реле-регулятора, напряжения генератора с участием особых инструментов. Почему вопрос возникает, рассмотрим чуть позже. Пока нужно разобраться в классификации реле.
Нюансы типологии
Реле-регуляторы представлены инженерами-проектировщиками автопромышленности в двух вариациях:
- Модель с совмещенным щеточным узлом, фиксируемая на генераторе. В корпусе ее располагаются щетки.
- Отдельный вариант прикрепляется на кузове: провода сначала синхронизируются с генератором и только потом — с батареей.
Для проверки интегрального (щеточного) вида понадобится зарядка, лампа с малой мощностью, соединительные провода. Придется демонтировать генераторный прибор. Для выполнения задачи винты следует открутить, снять щеточный узел, подключив на его вход источник питания, к выходу — лампу. Порой возникает необходимость присоединения АКБ, иначе источник может не среагировать. Особенность щеток — в их способности проводить электроток. Лампочка горит при напряжении в 16 Вольт. Можно смело утверждать, что регулятор некорректно выполняет функции. Ничего не остается, как поменять эту часть.
Как проверяется отдельный модуль?
При условии, что реле-регулятор выступает встроенным модулем, демонтаж щеточного узла — обязательный момент. Реле из него также надо извлекать. В ситуации, когда регулятор вынесен в самостоятельный блок, прикрепляемый на кузове при помощи фиксаторов, релейную часть нужно отсоединить от проводки и снять с кронштейнов. Срабатывание при напряжении в шестнадцать вольт говорит о необходимости замены.
Главные причины дефектов в работе
Под понятием «реле» подразумевается электронная станция в виде модуля щеточного блока или в качестве самостоятельного органа, зафиксированного на кронштейне. Ее невозможно разобрать. Моноблочный элемент заливается герметиком, к примеру, эпоксидным веществом, и, будучи вышедшим из строя, ремонту он не подлежит — только замене. В связи с этим проверка реле-регулятора генератора ВАЗ или другой марки — острая необходимость в формате ТО.
Выкипание электролита является одной из основных причин выпадения прибора из рабочего режима. В их перечень входят также короткое замыкание цепи, замыкание между витками обмотки. Например, в корпус проникла влага, спровоцировав некорректную работу. Не исключены механические повреждения, износ щеток, пробой диодов. В жизни встречаются больше электрические неисправности, нежели механические. Устранять их более сложно. Трудность заключается в выяснении причины поломки. Без проверяющей аппаратуры это никак. Заканчивается ситуация заменой аппаратов из-за невозможности наладки. Как это проявляется?
Особенности «симптоматики» повреждений
Эксперты отмечают следующие характерные признаки «недугов»:
Среди косвенных «симптомов» водитель замечает, что нужна необходимость в проверке реле-регулятора генератора мультиметром зимним морозным днем. Наблюдается дефицит заряда или его перегруз в аккумуляторе. При первом варианте гаснут индикаторы, не включаются на «приборке», авто практически не подает признаков жизни. В случае второго — происходит аналогичное, однако добавляется выкипание электролита, наличие на аккумуляторе белого налета. Тут не обойтись без диагностирования цепей, схем.
Подробная методика контроля
Автомеханики применяют разные методы. Часто для качественной работы специалисты пользуются специальным прибором для проверки реле-регуляторов генератора, именуемым «вольтметром». Вначале нужно знать, что нормальным считается напряжение в 12, 7В. В подзарядке аккумуляторный прибор нуждается, достигнув отметки 12. Производится запуск мотора, а мультиметр ставится на значение в 20 Вольт. Щупы присоединяются к клеммам: напряжение до 14 В — все в норме. Далее пора прибавить количество оборотов. Напряжение возросло до 14,2? Тоже порядок! Выше этих цифр? Пришло время менять реле.
Простой способ диагностики на «Жигулях»
Диагностических способов сегодня много, но формула действия у всех одинакова. Для четкой проверки реле-регулятора генератора на ВАЗ-2107 пригодится тестер, самая мощная лампа светодиода, источник электропитания. Схема аналогична той, что применяется для диагностирования реле со щеточным узлом. Нормальное состояние: лампочка излучает свет при напряжении двенадцать вольт. Затухает или светится долго при иных значениях — не избежать приобретения новой электроники.
Тонкости диагностических манипуляций в автосервисе
Для авто-, тракторной спецтехники используется стенд для проверки реле-регуляторов генератора, выпускаемый брендами промышленности. Как диагностируется генератор? Аппарат работает от сети 380 В. К нему подключается аккумуляторная батарея, иногда — две штуки. Агрегат ставят на рабочую площадку, фиксируя натягивающейся от пульта управления цепью. Затем подключаются управляющие и силовые провода к генератору. Запускается вращение с пульта до требуемой величины. Одновременно оператор увеличивает электронагрузку.
При проведении процедуры с реле включается специально разработанный для этого режим на стенде. Оператор задает протокол проверки. Электроника помогает в считаные секунды обозначить проблемы.
Рекомендации по продлению срока службы регулятора
Придерживаясь комплекса правил, можно дольше наслаждаться комфортными поездками на любимом «железном коне».
- Не стоит игнорировать загрязненное состояние устройства. Лучше периодически осматривать его, подвергать разбору, очистке.
- Потемнение электрообмоток – серьезный повод задуматься, свозить транспорт на техобслуживание.
- Чистота энергонакопителя – гарантия надежности, долговечности приспособления. Контакты окисляются при малейшем проникновении капель дождя, это пагубно сказывается на эксплуатационных характеристиках электроприборов. Частицы грязи вызывают нарушения в зарядном токе. Контакты, клеммы любят своевременное очищение. Не помешает проследить за состоянием привода, подшипников.
В заключение можно сказать, что проверочные манипуляции – процедура нехитрая, под силу каждому автособственнику при минимальных познаниях основ ремонта. На замещение испорченного элемента рекомендуется приехать в автомастерскую для проведения грамотных действий. Помощниками выступят тестер для проверки реле регуляторов генераторов, блок питания, даже светодиод может подойти. Главное – правильно произвести соединения.