Любители игры в шахматы теперь могут выйти на новый уровень профессионализма. Недавно прошла виртуальная конференция Q2B 2020, темой которой стали квантовые вычисления. Один из этапов мероприятия был посвящен проведению первого в истории официального турнира «Квантовые шахматы». Завоевать первенство удалось Александру Кубице, представителю компании Amazon, одержавшему победу в состязании с Дугом Стрейном из Google. Последний не вложился в сроки, отведенные для проведения нужных вычислений.
Наука будущего
Авторство игры принадлежит Крису Кэнтуэлло, представителю Quantum Realm Games. Она создана во времена изучения Крисом квантовой механики в должности аспиранта, когда у исследователя возникла идея перенесения сложных принципов, которые презентует квантовая физика, в реальность.
Важно было адаптировать идею для ее применения на практике, при этом без ущерба для ее квантовой природы. Было решено выбрать шахматы с их почти бесконечным количеством ситуаций, разворачивающихся на игровом поле. Именно в шахматах у игрока возникает возможность для прогнозирования событий и учета различных вероятностей, что напоминает квантовые вычисления.
Особенности состязания
По условиям игры, для пешек правила не изменились. Но представилась дополнительная возможность совершения фигурами не только обычных, но и квантовых ходов.
Например, ферзь может занять суперпозицию даже при 50 % шансов расположения в данной ячейке. То есть в одном случае игровая доска выглядит с передвинутым ферзем, а в другом – с оставшимся в прежней позиции. Особенность в том, что для соперника скрыта информация о точной позиции этой фигуры, высвечивается только условный знак. Игроку надо вычислить, какую суперпозицию использует противник во время следующего хода.
Для игры в квантовой мультивселенной надо обладать не только знаниями правил, но и развитым интуитивным мышлением. По мнению автора игры, она намеренно создана сложной с ориентацией на высокоинтеллектуальных людей, имеющих прекрасное абстрактное мышление.