В последние годы во всем мире набирает популярность промышленный туризм: в эпоху глобализации и огромных корпораций с самыми современными технологиями люди хотят знать, как производятся обычные продукты повседневного пользования. Чтобы удовлетворить любопытство всех любителей пива, «Балтика» регулярно проводит экскурсии по пивоварням от Санкт-Петербурга до Хабаровска, а 10 июня и повод нашелся — так компания отметила День пивовара.
Впрочем, далеко у всех получается сделать такие экскурсии интересными. Бывает непросто рассказать неподготовленной публике о сложных технологиях и промышленном оборудовании так, чтобы гида не перестали слушать уже через пять минут после начала мероприятия — это специфика промышленного туризма. Крупнейшая пивоваренная компания России ежегодно принимает у себя в гостях более 10 000 человек, и большинство из них приходят по рекомендации знакомых. Мы расспросили представителей компании, чтобы понять, как именно удается сделать экскурсии более интересными, и делимся своими наблюдениями.
Создайте повод
Самый простой способ привлечь к экскурсии внимание и сделать из нее настоящий праздник — создать повод. У пивоваров такой повод появился с 2003 года, именно тогда впервые отпраздновали День пивовара. А семь лет назад главное отраслевое объединение — Союз российских пивоваров — придумал акцию «Открытые пивоварни». Своеобразный день открытых дверей для совершеннолетних любителей янтарного напитка. И самая крупная пивоваренная компания в ней тоже участвует.
В итоге любое предприятие может присоединиться к общей акции, а запись производится на сайте Союза. Естественно, что и с точки зрения продвижения предприятия совместными усилиями десятков пивоварен по всей России делать это гораздо проще, чем какому-то одному локальному заводу. Но тут есть и опасности: ваш потенциальный посетитель может уйти на экскурсию к конкурентам. Тогда многое зависит от качества мероприятия, и в силу вступает следующее правило.
Придумайте концепцию
Мало просто показать производство, даже если оно будет самое совершенное в мире, его нужно дополнительно связать с тем, что люди уже хорошо знают. Тогда будет проще выстроить ассоциацию между знакомым и незнакомым, сама среда покажется более дружелюбной, а значит, человек выберет именно эту пивоварню, а не какую-либо другую.
В этом году «Балтика» предложила всем совершеннолетним желающим отправиться на вершину пивоварения, органично связав горы, самые высокие точки в различных частях света, и успехи компании в производстве и дистрибуции янтарного напитка.
На каждом этапе гости как бы попадали на новую вершину в новой стране. Например, когда участники экскурсии виртуально оказались на самой высокой точке Северной Америки — горе Мак-Кинли, им напомнили про золотую лихорадку, которая окончилась где-то полторы сотни лет назад, потому что у пивоваров золотая лихорадка не закончилась и сейчас! Золотом пивоваров называют различные сорта ячменя, благодаря которым создается такое разнообразие стилей янтарного напитка. После экскурсовод рассказал о том, что в 2017 году исследователи лаборатории Carlsberg успешно завершили работы по изучению геномной последовательности этого злака и опубликовали итоги на страницах одного из авторитетных научных журналов Nature, и пригласил экскурсантов в варочный цех с приятным хлебным ароматом, который и появляется из-за ячменя.
Дайте мясо и не скрывайте подробности
У многий компаний, которые только встали на путь промышленного туризма, велик соблазн рассказать «полуправду». Этот подход может обернуться боком, потому что даже самые безобидные нерассказанные вещи могут быть выставлены в отрицательном свете недоброжелательными.
Самый простой и правильный способ уберечься от этого: показать все «от» и «до». Если в процессе пивоварения янтарный напиток проходит девять этапов, значит все девять и должны быть показаны. Дайте возможность людям увидеть рабочие места специалистов компании и по возможности самим ненадолго стать, например, пивоварами. Тогда посетители получат незабываемые эмоции, надолго запомнят основные тезисы экскурсовода и будут с благодарностью вспоминать свою поездку, советуя друзьям и знакомым тоже отправиться на экскурсию на производство.