Современные и надежные прицепы СЗАП различного назначения и грузоподъемности позволяют повысить эффективность грузовых перевозок за счет формирования автопоездов разнообразного назначения.
Определение прицепа
В соответствии с определением, закрепленным в Российском стандарте по квалификации транспортных средств, к категории прицепа относится транспортное средство, обладающее следующими критериями:
- в конструкции применено более одной колесной оси;
- наличие сцепного механизма, способного осуществлять вертикальное перемещение;
- используемое прицепное устройство обеспечивает поворот передней колесной оси;
- движение осуществляется за счет буксирующего транспорта;
- сцепное устройство не передает усилия на транспортное средство, осуществляющее буксировку.
К обозначению прицепа с использованием только центральной оси добавляется критерий, о том, что колесная ось (оси) обязана располагаться, при сбалансированной загрузке, в центре масс буксируемого средства. Модель прицепа СЗАП — на фото, размещенного ниже по тексту статьи.
Еще одним распространенным буксируемым средством является полуприцеп, который располагается сзади перевозящего транспортного средства, и соединен с ним специальным сцепным механизмом, передающим как вертикальные, так и горизонтальные усилия.
Для транспортировки полуприцепов и прицепов используются мощные грузовые автомашины, которые называются тягачами, а совместное транспортное средство получило название автопоезд.
Назначение прицепов
Основное назначение прицепа — это увеличение количества и объемов перевозимого за один транспортный рейс груза и тем самым снижение финансовых затрат на перевозки. Кроме того, совместное использование автомобиля и прицепа обладает следующими преимуществами:
- уменьшение расхода топлива на транспортировку единицы груза до 40%;
- увеличение объемов перевозки до двух и более раз (при использовании нескольких прицепов сразу);
- возможность формирования многофункционального транспортного средства для организации нескольких видов операций, например, автомобиль с КМУ (краново-манипуляторная установка) способен осуществлять загрузку прицепа и собственной грузовой платформы, выполнять совместную транспортировку груза до места назначения и при необходимости производить разгрузку.
К определенным недостаткам следует отнести следующие факторы:
- увеличение затрат на техническое и сервисное обслуживание автопоезда;
- снижение скорости доставки грузов;
- более высокие требования к профессиональному уровню водителя автопоезда;
- необходимость оборудования грузового автомобиля специальными узлами для работы с прицепом.
Наибольшее использование прицепов приходится при транспортировке грузов на дальние расстояния.
Систематизация прицепных устройств
Несамоходные транспортные средства, так еще называют прицепы, по своему функциональному назначению подразделяются на две большие категории:
- Общего применения.
- Специализированные версии.
К моделям общего назначения относятся прицепы, способные перевозить без значительных изменений различные типа грузов. К таким версиям относятся бортовые, площадки, платформы, тентованные прицепы.
Специализированные осуществляют транспортировку определенной номенклатуры груза. Это различные модели трубовозов, панелевозов, цистерн, автомобилевозов, рефрижераторов.
Международная классификация прицепов
В нашей стране нет отдельно утвержденной классификации прицепов, а используется международная. Действующая международная система обозначения основана на группировке по грузоподъемности и включает следующие четыре категории прицепов:
По своему конструктивному устройству прицепы дополнительно разделяются по числу установленных колесных осей.
Производство прицепов
Одним из крупнейших отечественных производителей прицепов и полуприцепов является Ставропольский завод автомобильных прицепов (официальное название — фирма «Автоприцеп-КАМАЗ»). Завод был создан в 1968 году, первую продукцию изготовил в 1971 г. Изначально это были бортовые полуприцепы и прицеп СЗАП, по техническим характеристикам предназначенные для эксплуатации с грузовыми автомобилям моделей «ЗИЛ» и «Колхида». В середине семидесятых годов предприятие было перепрофилировано. После реорганизации завод приступил к разработке и производству для грузовиков КамАЗ прицепов СЗАП.
Предприятие постоянно расширяло ассортимент продукции за счет разработки и выпуска новых моделей различного назначения. В настоящее время номенклатура прицепов СЗАП включает 20 основных моделей и 80 модификаций в разнообразной комплектации. Предприятие выпускает следующие основные типы прицепов и полуприцепов:
- бортовые;
- самосвальные;
- контейнеровозы;
- сельхозназначения.
Прицепы СЗАП имеют современную и надежную конструкцию. К особенностям следует отнести большую унификацию по агрегатам с автомобилями КамАЗ, что позволяет проводить техническое обслуживание на одноименных фирменных станциях.
Назначение модели СЗАП-83053
Распространенной моделью производства компании «Автоприцеп-КАМАЗ» является трехосный прицеп СЗАП-83053. Такое распространение обеспечивается доступной стоимостью прицепа и большим количеством вариантов комплектации, к основным из которых следует:
- шасси без пола, для дальнейшего оборудования настройками в зависимости от требований заказчика (лесовоз, контейнеровоз и т. д.);
- шасси с металлическим или деревянным полом;
- бортовая комплектация с высотой борта 6,25 см;
- сельхозвариант высотой борта в 1,70;
- каркас с внутренней высотой 2,5 м для изготовления тентованной общетранспортной версии.
Наиболее подходящими тягачами для указанной модели прицепа СЗАП являются грузовики КамАЗ моделей 5360 и 53215. Допустимо использование и других грузовых автомобилей, оборудованных тягово-сцепным механизмом в соответствии с ГОСТ 2349-75, а также обладающих соответствующей грузоподъемностью.
Технические параметры прицепа
Кроме удачной и крепкой рамной конструкции, возможности эксплуатации с различными тягачами, существующие технические характеристики прицепа СЗАП-83053 обеспечили его широкое применение.
Параметры:
- грузоподъемность – 13,5 т;
- вес снаряженного прицепа – 4,5 т;
- полная масса – 18 т;
- количество осей – 3;
- число колес – 6;
- типоразмер колес — 300R508;
- внутренние размеры платформы;
- длина – 8,15 м,
- ширина – 2,48 м,
- высота с тентом (без тента) – 2,51 (0,76) м,
- наружные параметры;
- длина – 10,29 м,
- ширина – 2,55 м.
- высота с тентом (без тента) – 4,00 (2,06) м,
- площадь – 20,2 кв. м;
- объем с тентом (без тента) – 50,7 (15,4) куб. м;
- высота погрузки – 1,30 м;
- база – 4,33 м;
- клиренс – 35 см.
Разнообразное устройство и значительное количество выпускаемых прицепов СЗАП грузоподъемностью от 8 до 35 тонн позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант прицепного устройства.