Прежде всего, давайте выясним, когда еврейский Новый Год отмечается. Этот праздник – «мигрирующий», высчитывающийся по солнечно-лунному календарю, который не совпадает с общепринятым. Строго говоря, он припадает на первый день еврейского месяца тишрей. В 2013 году эта дата отвечает пятому сентября, но поскольку празднества должны продолжаться ровно двое суток (в течение которых нельзя работать), отмечать начало нового года нужно 5-6 сентября.
Этот еврейский праздник называется Рош а-Шана. По преданию, именно в этот день Бог, начав творить мир 25-го элула, 1-го тишрея создал первого человека – Адама. Таким образом, это не новая эпоха мира, но новая стадия в жизни всего человечества. Бог в этот день пересаживается с престола Правосудия на трон Милосердия, и все верующие ожидают прощения и помилования. Адам, родившись в Эдеме, согрешил и был изгнан от лица Господня в мир смерти. Он был осужден Богом на Йом Кипур. Поэтому дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром называют «судными».
Считается, что перед Богом в еврейский Новый Год открываются три книги: в первую – «Книгу Жизни» – Господь записывает святых и праведных, посылая им долгие и счастливые годы. Во вторую – «Книгу Смерти» – Он заносит имена нераскаявшихся грешников, которых и искореняет с лица земли. А в третью – всех остальных, оставляя решение их участи до суда, который должен свершиться в Йом Кипур. Поэтому Рош а-Шана – праздник строгий, полный душевного очищения, размышлений, молитвы. Кто будет испытывать раскаяние за свои дурные поступки, преисполнится твердого желания отречься от грехов и надежды на милосердие Божье, тот будет прощен.
В еврейский Новый Год верующие должны подготовиться к Суду. И трубный звук ритуального рога – шофара – словно призывает: «Пусть очнутся все те, кто дремлет и тратит отпущенное время напрасно… Сделайте добрыми ваши дела».
Творец Универсума вправе обогатить кого-то, тогда как другого сделать нищим, одному подарить еще один год, полный здоровья и процветания, а другому предначертать скитания и болезни. Поэтому евреи в преддверии праздника желают друг другу следующее: «Будьте включены в список счастливого года». Принято дарить подарки и посылать открытки с поздравлениями всем друзьям и знакомым.
Еврейский Новый Год отмечается в кругу семьи. На празднично убранный стол выставляются блюда, призванные своим видом или символикой приманить удачу. Начинают трапезу с халы – круглой сладкой сдобы с изюмом (чтобы год был здоровым). Потом нужно обмакнуть кусочек порезанного яблока в мед и съесть его, чтобы наступающее время стало счастливым и сладким. Также на столе в обязательном порядке должны присутствовать: рыба (символ плодородия), баранья или рыбная голова (чтобы не плестись в хвосте), нарезанная кружочками морковь (поскольку она напоминает золотые монетки), фрукты и овощи, чтобы наши замыслы дали добрые плоды.
Однако это все – народные верования. Еврейский Новый Год имеет глубинную философскую основу, где подчеркивается величие Господа над Его творением. Этот праздник еще называют Днем коронации, подобный возведению на трон земного государя. Как вассалы приносят оммаж своему сеньору, так еврейский народ приносит хвалу своему Создателю, произнося ритуальную молитву: «Бог Наш, владычествуй над всей землей во славе Своей. Пусть узнает все сотворенные, что Ты их сотворил… И да пребудут все в едином союзе, чтобы от всего сердца выполнить Божью волю».