Каждый праздник связан для нас с определенными образами, вызывающими целый ряд ассоциаций: зрительных, обонятельных, звуковых… Новый год, разумеется, — елка, подарки, новогодние песни, запах мандаринов. 8 Марта — продающиеся прямо на улице первые весенние цветы, тонкий запах мимозы. 9 Мая — повсюду георгиевские ленточки, запах тюльпанов и сирени, многократно звучащая песня «День Победы».
А вот Первое мая для разных поколений нашей страны связано с различными событиями. Старшее поколение хорошо помнит грандиозные первомайские демонстрации, когда все – взрослые и дети – с флагами и транспарантами шли колоннами по главной улице города, как звучали веселые песни, а после демонстрации все отправлялись на берега рек, в рощицы, чтобы там, на лоне весенней природы, отметить Международный день солидарности трудящихся всех стран. Люди свято верили, что это действительно всемирный праздник прогрессивного человечества (хотя отмечался он в таком статусе только в странах социалистического содружества).
Молодежь знает 1 Мая как Праздник весны и труда, который стал так называться уже в постсоветское время. В 1997 году правительство новой России решило снять с любимого весеннего праздника политический налет. Во внимание было принято то, что в эти праздничные дни (а их часто бывало несколько: 2-3) люди не столько праздновали, сколько работали на своих дачных участках, в садах и огородах. Ведь 1 мая — день труда, который год кормит. Поэтому Праздник весны и труда вполне оправдывает свое название.
Именно с этим значением 1 мая, Праздник весны и труда, отмечался еще тысячелетия назад. В те давние времена жители Италии в весенние дни особенно усердно обращались к богине земледелия и плодородия Майе. Они молились ей, приносили жертвы, чтобы богиня послала людям удачу в крестьянском деле. В честь Майи и был назван последний весенний месяц, который самой природой предназначен для закладки будущих урожаев.
Таким неполитическим Праздник весны и труда отмечается 1 мая и сегодня во многих странах, например, Австрии, Испании, Англии и у нас, в России.
Политический оттенок Первомай получил в 1889 году. После революционных столкновений между рабочими и капиталистами в Чикаго (США) Второй Интернационал решил увековечить это событие Днем международной солидарности трудящихся всех стран 1 Мая. Еще до революции в этот день группы прогрессивно настроенных рабочих выходили на маевки, чтобы выступить в защиту пролетариата и осудить политику царского правительства и буржуазии. Эти первомайские сходки являлись своеобразной политучебой, средством пропаганды большевистских идей, способом сплочения рабочих в единую революционную силу.
Поэтому 1 Мая был одним из самых идеологически выдержанных праздников Советского Союза.
С приходом к власти новых, демократических, сил изменилась и идеология. Ушли с главной арены коммунистические идеалы. И Первомай постепенно стал терять свою былую политическую направленность. Но лишаться праздника, такого привычного и всеми любимого, было нельзя. Вот и решили переименовать его, сделав акцент на лирически весенней и трудовой сторонах.
Праздник весны и труда остался без демонстраций пролетарского единства, но с традиционными застольями и пикниками. И, по очень древней традиции, первомайские дни отмечаются ударным трудом на грядках и клумбах. Правда, для многих наших дедов и бабушек этот день по-прежнему является днем единения в борьбе за права трудового народа. Они также выходят на митинги и маевки, также обличают уже демократическую власть. Но ряды их с каждым годом становятся все реже.
Для нынешнего и последующих поколений 1 Мая будет ассоциироваться с цветущими садами, запахом свежей земли и травы, пением птиц. Если 1 Мая и будет днем борьбы, то только с вредителями садов и огородов.