Праздник Букваря — второй «личный» праздник первоклассников. Ему посвящено множество методических разработок, пособий, которые приводят как готовые сценарии, так и дают советы педагогам по подготовке мероприятия, указывают его цели, задачи. Большинство авторов таких пособий считают, что главная цель праздника — обучение первоклашек. Будучи солидарной с ними в том, что обучение в игровой форме проходит успешнее, я не соглашаюсь с тем, оно уместно на празднике. Проработав больше двух десятилетий с детьми, я уверена, что Праздник Букваря в 1 классе — не этап обучения, а своеобразный итог, демонстрация первых результатов, достигнутых малышами. Поэтому задача мероприятия — не обучить, а поддержать, создать атмосферу, способствующую дальнейшему усвоению знаний. В этот день важно подчеркнуть успешность малышей, их достоинства, трудолюбие.
Именно по этой причине на Праздник Букваря мы всегда приглашаем родителей. Мы вместе придумываем сценарии, вместе репетируем, а потом выступаем. Зрителями являются родители, старшеклассники, учителя.
Чаще всего ведущими выступают старшеклассники. Это могут быть братья, сестры или даже родители, одетые в костюмы самых разных персонажей. Они тоже любят Праздник Букваря. Сценарий, поэтому, придумывают с удовольствием, ориентируясь на то, что им понравилось или не понравилось в свое время.
С моей точки зрения интереснее проходят выступления детей, если они написаны по связному сценарию. Поэтому мы или сочиняем его сами, или берем за основу один из мультфильмов или художественных фильмов о школьниках: «В стране невыученных уроков», «Сказка о потерянном времени», «Вовка в тридевятом царстве» и т.п. Естественно, что сценарий подгоняется под конкретных участников, «разбавляется» песнями, танцами.
Мне очень нравится «Танец букв», который придумали и поставили выпускники специально для концерта «Праздник Букваря». Под ритмичную музыку старшие и младшие участники, одетые в костюмы букв (или просто с нарисованными на цветной бумаге буквами), выполняют не очень сложные танцевальные движения, периодически выстраиваясь так, чтобы получались слова.
Я могу, конечно, рассказать о том, как это развивает реакцию, музыкальный слух, пластику и т.п. Но для меня главное в этом танце — удовольствие, которое получают исполнители, и радость зрителей, прочитавших то, что им пожелали танцоры. Слова могут быть какими угодно: «Спасибо», «Первоклашка»… Они могут сложиться в законченную фразу, например: «Теперь я умею читать». Поверьте, старшеклассники значительно лучше придумывают такие тексты.
Проводя Праздник букваря, мы всегда заботились о том, чтобы в нем приняли участие абсолютно все первоклассники. Кто-то из них может выступать в главных ролях, кто-то участвовать в массовых сценах. Важно, чтобы и дети, и родители могли понять: сегодня успешны все дети, без исключения.
Еще один момент, который мы каждый год обыгрывали в сценариях — передача эстафеты. На встречу Азбуке или Букварю приходят (в зависимости от фантазии) либо учебники русского языка и литературы, либо художественные книги, либо литературные герои. В последние годы чаще всего это был Гарри Поттер.
Когда заканчивается спектакль или концерт, в форме которого проходит Праздник Букваря, первоклассникам вручают призы, награды. Важно: обязательно всем, до единого. Это могут открытки, книги (лучше всего). Важна не цена подарка, а его способность сохранить память о празднике.
Но на этом мероприятие не заканчивается. В соседнем помещении мы оборудуем «Страну Читалию», по которой путешествуют малыши. В ней несколько городов: Почитайка, Сочиняйка, Посчитайка, Город художников. Как Вы уже поняли, в каждом городе можно либо решить задачу, либо сочинить стишок, либо громко, «с выражением» прочитать незнакомый текст. Обычно за успешно выполненные задания мы даем карточки. При подведении итогов игры объявляются победители (по количеству карточек), которым можно вручить грамоты. Это недорого, но торжественно.
Провожает детей из школы сам Букварь.