�Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать�: правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Этого актера относят к плеяде исполнителей, для которых не является принципиально важным, какая им досталась роль – главная или эпизодическая. Не всякому удается превратить короткий эпизод в надолго запоминающуюся, увлекательную сценку. Александр Панкратов Черный, популярный отечественный актер кино и театра, народный артист России, входит в число таких высоких профессионалов. В этом месяце, двадцать восьмого июня, мэтру исполнится семьдесят два года. В преддверии даты вспомним об интересных фактах и правилах жизни артиста.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

О детстве и юности

Будущий star появился на свет в 1949-м. Его родина – Алтайский край. Родителями мальчика были потомки сосланных казаков, поэтому о его национальности судить сложно – ведь казаки, как известно, происходили из разных племен. В возрасте трех лет Александр осиротел – его отец скончался от ран, полученных на войне. Матери пришлось поднимать детей в одиночку.

По воспоминаниям близких, в юности Александр мечтал стать клоуном – он очень любил смешить окружающих и делал это блестяще: устраивал импровизированные концерты, развлекал присутствующих пантомимой и анекдотами. Мать видела сына военным.

Вопреки ее воле, по окончании восьми классов юноша отправился в г. Горький (сегодня — Нижний Новгород) и стал студентом местного театрального училища. В те времена семья едва сводила концы с концами. Мать, желая хоть как-то поддержать голодающего сына, один раз в месяц отправляла ему в посылке несколько картофелин.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Театр

В конце шестидесятых молодой артист поступил на службу в Пензенский драмтеатр. Спустя несколько лет он уехал в столицу, где поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В годы студенчества родился его творческий псевдоним, придумать который ему помог руководитель курса Ефим Дзигана, который, не желая путать студента с его однофамильцем, предложил дополнить его фамилию второй частью – Черный (студен был обладателем смоляно-черных кудрей).

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Кино

В молодые годы Александр мечтал о режиссуре, однако его экранным дебютом стала актерская работа. Свою первую роль артист исполнил в «Сибириаде» А. Кончаловского (1978). Его последующие режиссерские проекты остались лежать на полке из-за остросоциальных тем, поднятых в них.

В 1983-м Александр сыграл роль музыканта Степы Грушко в фильме «Мы из джаза», принесшую ему известность. По словам самого артиста, до участия в этом кино он не имел о джазе никакого понятия. Однако это не помешало ему предельно органично вжиться в образ. После этой работы ему стали поступать однотипные предложения – в дальнейшем актер исполнил несколько ролей балагуров и весельчаков. По мнению Панкратова-Черного, сыграть в комедии гораздо сложнее, нежели в драме – ведь не каждому дано рассмешить зрителя или хотя бы вызвать у него улыбку. В 1984-м он сыграл в очередном нашумевшем проекте – «Жестоком романсе».

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Картина «Где находится нофелет?» (1988) стала очередным витком славы для молодого актера. С ролью дамского угодника он справился просто прекрасно. Вскоре высказывания его героя были разобраны на цитаты.

В трудные девяностые артист не исчезал с экранов. В этот период его фильмография пополнилась большим количеством проектов. Среди них стоит особо отметить драматичную ленту «Караван смерти», получившую на фестивале в Сан-Рафаэле приз зрительских симпатий. В эти годы, чтобы прокормить семью, помимо работы в профессии, актеру приходилось подрабатывать в качестве грузчика, мойщика трамваев и т. д., однако, благодаря природному оптимизму, он не опускал рук.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

В 2005-м звезда появился в экранизации В. Бортко «Мастер и Маргарита», в которой блестяще исполнил роль взбалмошного театрального деятеля Степы Лиходеева. В 2011-м он снялся в следующем значительном проекте – телесериале реж. Э. Парри «Остров ненужных людей». В 2016-м актер сыграл запомнившуюся многим роль – отзывчивого и доброго шофера, ставшего опекуном беспризорных детей. Созданный актером образ Григория Федоренко настолько понравился зрителям, что они высказали пожелание увидеть его героя в продолжении сериала. В 2020-м состоялась премьера детектива «Японский бог» реж. А. Басова. Александр Васильевич исполнил в ней роль следователя, распутывающего сложное преступление. В фильмографии актера – более ста работ.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Литературная и общественная деятельность

Панкратов-Черный получил известность в обществе как поэт. Им опубликовано несколько поэтических сборников, отмеченных престижными премиями.

В 1999-м актер принимал участие в выборах в Государственную думу. В последующие годы занимался благотворительностью.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Цитаты

Эпиграфом к рассказу о жизни и творчестве звезды могли бы стать слова из его стихотворения «Россия»:

«Ах, Россия моя, Россия. Непонятная никому. Солнцу радуюсь я в небе синем. Не проваливайся во тьму…»

Его правила жизни (из интервью Н. Насоновой «Мистика в жизни Панкратова-Черного», 2005):

  • Господи, живешь — уже праздник. Надо радоваться каждому дню, каждому проявлению. Капельке на листике, солнечному лучу, любым маленьким крупицам в этом огромном космическом мире. Конечно, солнышка бы хотелось. В прямом и переносном смысле»

  • Я люблю правду, какая бы горькая она ни была. Правду я всегда умею простить. Ложь стараюсь не прощать»

  • Если мне понравилась женщина, то я ничего не придумываю, а просто подхожу и искренне говорю: «Знаете, а вы мне нравитесь!» И все. Как правило, мне верят»

  • Когда мужик очень старается понравиться женщинам, он перестает быть мужиком. Он становится угодником. Мужик должен быть мужиком сам по себе

  • Знаете, разгульный образ я считаю здоровым. Больной человек разгульный образ жизни вести не может. Повеселиться, погулять, погусарить — это святое дело. Но скоро уже два года как не пью, завязал. Похоронил друга Сашу Фатюшина, и так плохо мне стало после похорон, что дал себе слово бросить. Я очень переживал, что такой суперталантливый артист так рано ушел из жизни. Сколько в нем было желания жить, работать! И вдруг раз — человек уходит из жизни. А дай, думаю, остановлюсь. И остановился. Надо еще в жизни что-то успеть сделать. Но что самое интересное, раньше меня все осуждали за то, что пью, хулиганю, а сейчас, кажется, меня осуждают за то, что я стал трезвенником. <…> Вообще, пить — это работа. Это трата сил, энергии, времени

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

Его мысли о современном кинематографе:

Он переживает сейчас кризисную ситуацию, как и страны. И если раньше все диктовала цензура, то сейчас диктуют продюсеры. Учитывая, что они не знают, что такое продюсирование, у нас эта система недавно начала работать. Поэтому приходят люди, не знающие и не понимающие этой профессии, но уже диктуют. И очень грустно, что зачастую деньги дают люди, которые далеки от кинематографа. Это сказывается и на качестве фильмов. Талантливые ребята оканчивают высшие режиссерские курсы, а снимать кино — надо искать деньги. А кто их даст?.. Раньше хоть как-то государство заботилось об этом. Трудно, но была возможность. Приходилось идти на компромисс, зато ты знал, что тебе дадут шанс что-то снять. Поэтому много «стрелялок», «ментов»… Появляется кино о бандитах, в котором они показаны с положительными качествами. Это печально. Мало режиссеров, которые осознавали бы свою ответственность перед людьми и отечеством. Мало душевного и духовного!

Из его воспоминаний:

Это было в Ялте. Мы с Игорем Тальковым ужинали в одном из ялтинских кабаков. Я был на съемках, а Игорек с концертами сольными. В кабаке все было забито, только рядом с нами оказалось одно свободное место. И вдруг туда заходит Паша Глоба. Игорек, как только его увидел, сразу стал заводиться: «Ну вот, гадатель идет, один из этих аферистов». Я ему: «Ладно, успокойся, он нормальный парень, пусть сядет с нами». Паша сел, а Игорь продолжает заводиться: «Ну, астролог, может, и нам что предскажешь?» Паша взял руку Игоря, посмотрел на нее и сказал, что тот погибнет не своей смертью. И назвал даже время. Мы похохотали, и я, чтобы отвлечь Игоря от разборок, попросил и мне погадать. Глоба смотрит мою руку и говорит: «Странно, ребят, но вы в один день и час погибнете». Прошло три года, мы забыли эту историю. И вот по дороге из Гагр в Дагомыс я попал в страшную катастрофу. Проломил голову, сломал ребра, девятое ребро оторвалось от основания. Короче, чудом остался жив. А потом узнаю, что в этот же день и час, когда произошла авария, был застрелен Игорь Тальков. Меня спас Ангел-хранитель.

"Правду всегда умею простить, ложь стараюсь не прощать": правила жизни и воспоминания Александра Панкратова-Черного

О личной жизни

Актер женат третьим браком. Его третья супруга – Юлия Монахова, в семье вырос сын Владимир, который пошел по стопам отца.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.