Начиная с полета корабля Аполлон-11, состоявшегося в 1969 году, Луна оставалась практически нетронутой планетой, с 1972 года там не было людей. В настоящее время ситуация стремительно меняется. Несколько компаний уже заявили об интересе к изучению и, возможно, разработке недр. Самыми лакомыми ресурсами являются золото, платина и редкоземельные минералы, широко используемые в электронике.
Претенденты на приватизацию
В начале января 2019 года Китай высадил зонд Chang’E-4 на обратной стороне Луны. Одним из достижений этой миссии стало удачное проращивание семян хлопка в биосфере на поверхности планеты. Китайская сторона преследует цель создания научно-исследовательской базы на Луне.
Японская фирма iSpace планирует построить транспортный пункт Земля-Луна, чтобы иметь площадку для разведки замерзшей полярной воды на полюсах Луны. Страны вступили в соревнование за право приватизировать естественный спутник Земли, что противоречит договору ООН о космическом пространстве, подписанному в 1967 году.
В договоре сказано, что космическое пространство, в том числе Луна и остальные небесные тела, не подлежат национализации по суверенным требованиям, по праву разработки, оккупации или присвоения любым другим способом. До последнего времени этот документ носил номинальный характер, но по мере развития технологий перспективы захвата Луны и ее ресурсов для получения прибыли становятся все более реальным событием.
Превентивные меры
В 1979 году ООН подготовила Соглашение, регулирующее деятельность стран на Луне и других космических объектах, более известное как Соглашение о Луне. В документе сказано, что все космические тела должны использоваться в мирных целях, а также о том, что каждое государство обязано сообщать в ООН о строительстве странами Земли станций на любом небесном теле. В документе обозначено, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества и что регулирование пользования этими ресурсами должно осуществляться согласно международному соглашению.
Главной проблемой документа является то, что его ратифицировали только 11 стран. Крупнейшие игроки, претендующие сегодня на разработку лунных ресурсов, договор не подписывали, в их число входят Китай, США, Россия и Великобритания.
Эксперты считают, что международные соглашения по космическому праву не дают никаких гарантий их соблюдения, поскольку являются смесью политических, экономических интересов, а также общественного мнения. Кроме того, появились дополнительные проблемы – законы о собственности на небесные тела и их ресурсы, изданные отдельными государствами.
Частное право на бесконечность
В 2015 году в США был принят закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков», признающий право ИТ-граждан владеть любыми ресурсами, которые им удается добывать из астероидов. Это не относится к Луне, но принцип может быть расширен. Эрик Андерсон, соучредитель геологоразведочной компании Planetary Resources, описал законодательство как единственное наибольшее признание прав собственности в истории.
В 2017 году Люксембург принял собственный закон, предусматривающий такое же право собственности на ресурсы, находящиеся в космосе. Вице-премьер Этьен Шнайдер заявил, что это сделает его страну европейским пионером и лидером в этом секторе. Желание исследовать и зарабатывать деньги есть, и государства, похоже, все больше стремятся помочь компаниям.
Эксперты уверены, что добыча, будь то с намерением вернуть материалы на Землю, хранить или заниматься производством на Луне, противоречит основному принципу «не навреди» по отношению к космосу и Земле. В свете начавшегося ажиотажа вокруг заявлений прав собственности на Луну международному сообществу государств вряд ли удастся сохранить моральные представления о мире, исследующем космическое пространство вместе, как равные нации.