Благовещение – праздник особый. Хотя он, в отличие от Рождества, Пасхи и Пятидесятницы, и не чествуется как праздник Господний (то есть посвященный Господу Иисусу Христу), но, тем не менее, христианский теолог Иоанн Златоуст почитал его как «первый праздник» и «корень праздников», поскольку если бы не было Благовещения, то не было бы и Рождества, и Пасхи, и Пятидесятницы. А потому в православной традиции этот день – двунадесятый непереходящий праздник (то есть один из 12 главных в церковном календаре праздников, приходящийся на один и тот же день в году). Поздравления с Благовещением произносятся 25 марта по Грегорианскому календарю и 7 апреля по Юлианскому.
Основание этого праздника содержится в Евангелии от Луки, в первой главе. Евангелист повествует о том, что деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей, что она зачнет в лоне и родит Искупителя человечества. Это и есть Благая Весть, которая и празднуется вот уже больше двух тысяч лет последователями христианской религии. Поэтому поздравления с Благовещением, прежде всего, касаются обещанного прихода в мир Спасителя. Люди поздравляют друг друга со скорым приходом Искупителя душ за первородный грех и желают совершать славные дела.
Поскольку этот праздник приходится на весеннее время, он совпадает с пробуждением природы. Чудо пробуждения природы от зимы само собой связалось с чудом непорочного зачатия. Считалось, что на Благовещение просыпаются и вылезают из нор впадающие в зимнюю спячку животные: лягушки, ящерицы, пчелы, муравьи и т.д. Также по дню Благовещения прогнозировали погоду на Пасху, определяли с большей или меньшей долей вероятности виды на будущий урожай. Поэтому поздравления с Благовещением касались в основном прихода весны и пожеланий хорошего урожая и всякого довольства.
В средние века было много диссидентских христианских верований, и некоторые из них возлагали всю свою надежду на Отца Небесного, сотворившего иной мир, не имеющий ничего общего с этим, видимым, материальным, миром, в котором царит увядание, смерть, бывают град и заморозки, неурожаи и голод. Этих христиан в те годы господствующая церковь преследовала и сжигала на кострах, а чтобы уничтожить всякую память о них, оболгала их учение, и даже присвоила им прозвище: «катары». Но сами они называли себя просто Добрыми Христианами, а их верующие называли их Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами. Что значило для этих Добрых Христиан Благовещение? Поздравления с этим праздником несколько отличались от католических или православных. Иисус Христос был для них ангелом, сошедшим с неба и принявшим образ человека. Он никогда не рождался обычным путем, как рождаются дети. Наоборот, он пришел в мир в теле, которое никогда не было подвержено материальному злу.
А потому Добрые Люди вместо поздравления с Благовещением рассказывали своим верующим «Легенду о Пеликане». Была некогда птица-Пеликан, сияющая, как солнце. Она имела птенцов в гнезде, но когда она удалялась, приходил злой дракон, который мучил и ранил птенцов. Тогда Пеликан спрятал свое сияние. Увидев, что свет померк, дракон явился к гнезду и снова стал мучить детенышей. Тогда Пеликан явил себя в своей славе и убил дракона. Добрые Христиане раскрывали смысл этой легенды: птенцы – это души Божьи, мучимые в этом мире «князем мира сего». Христос пришел в мир, «вотенившись», спрятав Свое божественное сияние под образом простого человека. Тогда дьявол подумал, что легко сможет убить его. Но своим воскрешением Христос посрамил дьявола, и открыл двери к Спасению.
Поскольку Христос «вотенился» в Марии – Своей Церкви, сияющей во мраке этого мира подобно путеводной звезде, то и поздравление с Благовещением сводилось к следующему: если человек услышит голос Бога, призывающий его «взять крест добрых дел и следовать за ним», то человек не сможет устоять. Пускай тогда душа, которую призвал Господь на служение, скажет, как написано это у евангелиста Луки: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Потому что всякое слово, исходящее от Бога, является Благой Вестью и исполнится.