День Учителя – один из самых любимых школьных праздников. Проработав в школе больше 20 лет, я хорошо знаю, сколько удовольствия и ученикам, и учителям приносит этот праздник.
К нему мы с детьми обычно готовились вместе: какими бы творческими не были учащиеся, они все-таки остаются детьми, им нужна помощь, руководство.
Подготовка к празднику у нас чаще всего происходила в несколько этапов.
На первом дети делились на творческие группы, распределяли обязанности, придумывали ключевые моменты. На втором этапе вели предварительную подготовку: спрашивали у преподавателей, какая музыка им нравится, что они любят, чем увлекаются. Потом сочиняли поздравления ко Дню Учителя. Обычно для каждого преподавателя готовили несколько поздравлений.
Первое – серьезное, официальное, красиво написанное на полиграфической открытке или другом фабричном бланке, их вручали во время заключительного концерта, сопровождая цветами, словами благодарности и признаниями. Такие поздравления ко Дню Учителя могут быть подготовлены старшеклассниками, а подписаны руководством школы.
Второе – шуточное, веселое, написанное или нарисованное на самодельных свитках, открытках ручной работы. Обычно такие шуточные поздравления ко Дню Учителя вручались педагогам перед уроками или являлись составной частью праздничного сценария. У меня хранятся десятки таких поздравлений, собранных за годы работы. Эти шуточные поздравления ко Дню Учителя обычно доставляют намного больше удовольствия, чем официальные, потому, что отражают чувства детей, подчеркивают те черты преподавателя, которые чаще всего замечают школьники.
Когда были готовы «письменные», ученики начинали готовить «устные» поздравления ко Дню Учителя. Они делились на два вида: огромную поздравительную газету и праздничный сценарий.
Изюминкой газеты всегда были дружеские шаржи на учителей, прикольные поздравления ко Дню Учителя, шуточные стихотворения, посвященные деятельности преподавателей.
В день празднования по школьному радио звучала музыка, подготовленная по заявкам учителей, а после уроков был концерт.
Праздничный сценарий, естественно, всегда был разным, но немного стандартным, как, впрочем, во всех школах. Находилось в нем место песням, которые сами школьники «пересочинили» о любимых учителях, веселым танцам, признанию в любви преподавателям. Поздравления ко Дню Учителя звучали здесь в каждом слове, в каждом номере. Сценарий у нас всегда был не отдельным набором номеров, а цельной пьесой, в которой участвовала вся школа.
Один из лучших, с моей точки зрения, назывался «Наш лицей через 100 лет». Танцы, песни, отрывки из театральных постановок сопровождались слайдами из «будущего», настоящими фотографиями учителей, фотографиями учителей, учеников через 100 лет (тут уж пришлось поработать старшеклассникам, знакомым с фотошопом).
В итоге у нас получилось трогательное, пронизанное любовью повествование о настоящем и будущем нашего учебного заведения. Заключительные слова, хоть и не содержали поздравлений, до сих пор помнят все преподаватели, работавшие тогда в нашем лицее. Именно в этих словах заключена глубокая благодарность учителям, признание их заслуг:
— … люблю тебя, мой Лицей. И обычные уроки, и контрольные работы, и в праздник шум веселой дискотеки, и своих одноклассников – не променяю ни на что.
Мой лицей…
… и ночные бдения над домашним заданием, и походы в библиотеку, и наказания родителей за плохую оценку и вопрос, возникающий в усталом мозгу: «Когда же это кончится?».
Все это – мой Лицей. И добрые лица учителей, всегда готовых прийти на помощь, поддержать, и любимые предметы, и радость оттого, что ты понял, понял, наконец, как делается это задание…
Поздравления, законченные на такой пронзительной ноте признания в любви, никогда не оставят равнодушными ни учителей, ни учеников.