Для перевозки больших объемов грузов автотранспортом используются полуприцепы-контейнеровозы. Их основное достоинство — мобильность и стандартность. Оно определяется тем, что геометрические размеры контейнеров стандартизированы.
Это позволяет снизить стоимость и время разгрузочно-погрузочных работ. Поэтому перевозка в контейнерах занимает большую долю в общем объеме транспортировки грузов. Вообще, контейнеры появились еще в конце пятидесятых годов прошлого века. Однако широкое распространение они приобрели лишь пятнадцать-двадцать лет назад.
Типы контейнеров
Прежде чем говорить о видах полуприцепов-контейнеровозов, необходимо разобраться в типах контейнеров. Здесь следует упомянуть, какие бывают контейнеры. Они могут классифицироваться как по грузоподъемности (в тоннах), так и по длине (в футах).
В спецификации даются только внутренние размеры для удобства оценки вместимости груза. Вот их геометрические размеры:
- 3-тонный. (Длина × ширина × высота): 1,93 × 1,22 × 2,13 м.
- 5-тонный. (Длина × ширина × высота): 2,51 × 1,95 × 2,12 м.
- 20-тонный (Длина × ширина × высота): 5,86 × 2,33 × 2,19 м.
- 24-тонный (Длина × ширина × высота): 5,86 × 2,33 × 2,35 м.
- 20-футовый (6 м). Длина – от 5,4 до 6,07 м (в зависимости от типа контейнера). Ширина – от 2,2 до 2,43 м (в зависимости от типа контейнера). Высота — от 1,95 до 2,4 м (в зависимости от типа контейнера). Подразделяются на типы: стандарт, засыпной, открытый, платформа, танк, открытая платформа, рефрижератор.
- 40-футовый (12 м). Длина – от 11,5 до 12,19 (в зависимости от типа контейнера). Ширина – от 2.08 до 2,43 (в зависимости от типа контейнера). Высота – от 1,95 до 2,7 м (в зависимости от типа контейнера). Типы: 2М стандарт, открытый, высокий повышенной вместимости, платформа, рефрижератор, открытая платформа.
- 45-футовый (13,5 м). Длина – 13,5 м. Ширина – 2,35 м. Высота — 2,7м. Считается контейнером повышенной вместимости.
Виды контейнеровозов
Полуприцепы-контейнеровозы бывают двух модификаций: стандартные и низкорамные.
Стандартные прицепы имеют следующие характеристики: длина — 12,5 м, ширина — 2,5 м, высота (от земли до поверхности платформы) — 1,4 м, максимальная грузоподъемность – 31 т. Он может перевозить два 20-футовых контейнера либо один 40-футовый.
Его еще называют «Полуприцеп-контейнеровоз 20 футов» из-за основной погрузки именно этой транспортной тары.
Низкорамные полуприцепы имеют габариты: длина — 12,65 м, ширина – 2,5 м, высота — 1,1 м. Он позволяет перевозить до 34 т груза. Благодаря большой длине полуприцепа, на нем можно транспортировать 45-футовые контейнеры. Он имеет более «низкий» центр тяжести для увеличения устойчивости транспортного средства.
Конструкция
Контейнеровозы состоят из силовой рамы и шасси. Рама представляет собой сварную конструкцию из различных профилей: уголков, швеллеров и двутавровых балок. От качества сборки этого силового элемента зависит не только долговечность прицепа, но и безопасность на дороге. Поэтому производители ответственно подходят к проектированию и монтажу всех компонентов полуприцепа.
Шасси в современных контейнеровозах бывают двухосные и трехосные. Выбор количества осей зависит от грузоподъемности прицепа. Особое внимание при создании уделяется тормозной системе. Как правило, она дублируется для резервирования. Подвеска выполняется с использованием пневматики с целью регулирования дорожного просвета.
Производители контейнеровозов
Если говорить о фаворитах в создании полуприцепов-контейнеровозов, то здесь можно отметить следующие компании: Kassbohrer, Krone, Schmitz, Kogel и Wielton. Особо выделять какого-то из этого ряда не стоит. Это качественная и надежная техника. Некоторые компании демонстрируют разнообразную линейку прицепов, другие делают больше дополнительных опций.
Зная о длительном сроке самоокупаемости данного вида продукции, производители очень активно используют такой кредитный механизм, как лизинг, что лишний раз подчеркивает высочайший уровень их продукции.
Не каждый водитель «большегруза» знает, что существует полуприцеп-контейнеровоз МАЗ. Наряду с известными тягачами данное предприятие смогло освоить и этот вид продукции. На рынке производителей контейнеровозов можно встретить еще полуприцепы СЗАП и Тонар. Они предлагают простую, недорогую и неприхотливую технику.
Унифицированный прицеп
Не так давно появились раздвижные полуприцепы-контейнеровозы. Они необходимы в том случае, когда габариты груза больше длины платформы. В них имеется возможность раздвигать элементы рамы для увеличения ее размера. Длина платформы может увеличиваться до 15 м. Как правило, такие полуприцепы оснащаются трехосными шасси и даже с большим количеством осей.
Этого требует повышенная грузоподъемность. В сложенном положении один мост может подниматься, чтобы уменьшить трение с дорогой и, следовательно, понизить расход топлива тягача. Благодаря этому полуприцепы-контейнеровозы являются более мобильными и унифицированными, что потребовало создания механизма раздвижения и повышения прочности элементов конструкции.
Заключение
По некоторым данным, объем мирового рынка перевозки контейнеров достиг 500 млрд долларов. Сегодня в России количество грузоперевозок автомобилями преобладает над перевозками железнодорожным транспортом. И тенденция такова, что этот разрыв будет увеличиваться.
Но и в самом секторе автомобильных грузоперевозок контейнерная доставка начинает преобладать над другими, благодаря экономической эффективности. Так, ориентирование на контейнерные перевозки дает прибыль от 3,5 до 4 млн рублей на 1 млн т груза, что дает высвобождение 1500 грузчиков. При этом доставка ускоряется на 25-30 %. В конечном итоге все это приводит к увеличению номенклатуры и количества прицепов-контейнеровозов на наших дорогах.