Езда на автомобиле, имеющем полный привод, создает иллюзию всемогущества и возможности покорения любого бездорожья. Однако если быть реалистом, то это именно иллюзия. Причём зачастую основанная на совершенно ложных предпосылках. Если продавец в магазине сказал, что предлагаемый вам автомобиль – внедорожник и способен проехать везде, где вам вздумается, то это, мягко говоря, мало соответствует действительности.
Сегодня в машине используется четыре основных системы полного привода. Одной из них является привод типа Part Time, что можно перевести как кратковременно включенный. При движении по твердому покрытию автомобиль является обычным заднеприводным авто, и только при необходимости, на скользкой, мокрой дороге, на непродолжительное время можно подключать передний мост. Такой режим движения при такой трансмиссии должен быть кратковременным. В противном случае неизбежно ее повреждение.
Другой вариант, позволяющий реализовать на автомобиле полный привод, называется On demand, что можно перевести как по требованию. По сути, это автоматизированный Part Time. Если на дороге обычное твердое покрытие, то автомобиль с таким приводом будет являться обычной машиной с ведущими задними колесами. Но когда колеса начинают пробуксовывать, то автоматически подключается передний мост. Существуют варианты, когда автомобиль переднеприводный, и дополнительно автоматически подключается задний привод.
Однако это не меняет общей картины. Такой подход принято считать хорошим при движении по снегу. Недостатком подобной системы является отсутствие дифференциала между осями. При движении по городу такая трансмиссия может быть вполне приемлемым вариантом, но выезд на бездорожье крайне нежелателен.
Другая система полного привода называется Full Time (постоянно включенная). При таком подходе постоянно подключены передний и задний мосты, но все равно есть проблемы с распределением мощности от двигателя между мостами. Хотя на автомобиле присутствует межосевой дифференциал, но из-за отсутствия в нем блокировки такую трансмиссию можно считать подходящей для условий города, а никак не для условий бездорожья.
Настоящий полный привод – это тот же самый Full Time, постоянно включенный, но только имеющий дополнительно блокировку межосевого дифференциала. В таком случае, при пробуксовке какого-либо колеса весь крутящий момент не будет уходить на буксующее колесо, а за счет блокировки будет распределяться между задним и передним мостами. Благодаря этому автомобиль сможет успешно преодолевать дорожные препятствия.
Выше описаны классические виды полного привода. Сейчас во многих случаях используется электроника в попытках реализовать возможность передвижения по дорогам с плохим покрытием или полным его отсутствием. Для этого используются различные способы притормаживания колес, хитрое распределение мощности от двигателя на каждое колесо, контроль движения каждого колеса. Такой подход, может быть, и имеет смысл, но кроме этого есть и стоимость. И автомобиль, имеющий приличную стоимость, как-то не принято загонять добровольно в болото или на трассы, доступные гусеничным тягачам.
Да и любые другие варианты предполагают целевое использование возможностей полного привода. В том случае, если автомобиль предназначен для движения в городе, то ему не нужен полный привод со всеми возможными блокировками. С ними и расход бензина больше, и стоимость автомобиля выше. Поэтому и необходимо при покупке автомобиля определить, в каких условиях будет происходить большая часть его движения.
Не стоит выбирать автомобиль, имеющий полный привод, на всякий случай. Результатом будет повышенный расход топлива, пониженная скорость движения и большая стоимость обслуживания. Существующие варианты трансмиссии позволяют найти наиболее подходящий вариант для реальных условий эксплуатации.