Забираете с полки колбасу по акции, а на кассе вас просят заплатить совсем другую сумму, превышающую ту, что на ценнике. Что же получается: пока вы шли по магазину, она выросла в цене? Как быть в такой ситуации? Соглашаться и молча платить или спорить, отстаивая свои деньги?
Кто прав: магазин или покупатель?
В первую очередь, давайте разберемся, обязан ли покупатель платить больше, если товар внезапно вырос в цене, но отказываться от него не хочется? Нет, не обязан. И в этом случае на стороне покупателя стоит закон.
Если на ценнике указана одна стоимость, а на кассе продукт пробивается по совершенно другой, продавец нарушает сразу несколько положений российского законодательства:
- ст. 426 и 429 Гражданского кодекса;
- ст. 10 Закона «О защите прав потребителя»;
- п. 11 Правил продажи товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55.
Хорошо, допустим, закон на стороне покупателя. Но что ему теперь делать с этой информацией?
Пробуйте урегулировать мирно
Возникшие разногласия можно попытаться урегулировать мирным путем, сообщив, что вы желаете приобрести товар по заявленной цене. Обязательно укажите, что это ваше законное право, которым вы хотели бы воспользоваться.
Объяснения вроде мы еще не успели поменять цены не принимаются — это не ваши проблемы, поскольку продавец (т.е. магазин) обязан предоставлять только достоверные цены о стоимости и качестве товара. В случае несоответствия этих показателей реалиям, продавец обязан возместить ущерб покупателя за свой счет — именно так сказано в Гражданском кодексе. Так что оплата разницы в стоимости в этом случае полностью возлагается на магазин, а не на вас как покупателя.
Даже если вы обратили внимание на расхождение цен уже после оплаты товара, право вернуть разницу все равно остается за покупателем. Главное — иметь при себе чек, подтверждающий покупку.
Но как быть, если продать товар по заявленной на ценнике стоимости все-таки отказываются?
Как быть, если магазин не согласен с законом
На деле это случается очень редко, но порой, даже слыша о законных правах покупателя, магазин отказывается продавать товар по заявленной стоимости. Что делать в этом случае, если отстоять свои кровные — дело принципа?
Первым делом соберите доказательства — сфотографируйте ценник и обязательно сохраните чек. Ни в коем случае не забирайте ценник с собой: вас потом могут обвинить в хищении имущества магазина. Далее попросите книгу жалоб и оставьте свою запись с детальным изложением ситуации и просьбой о письменном разъяснении ситуации (разумеется, тоже письменно).
Ваша дальнейшая задача — обращение в органы. Вариантов целые три: полиция, Роспотребнадзор и прокуратура. Обращение в полицию, как правило, ничем не заканчивается, а вот заявления в Роспотребнадзор и прокуратуру дают свои плоды — в магазине будет проведена проверка в самом скором времени. Как правило, такие мероприятия заканчиваются выявлением новых нарушений и штрафами, суммы которых могут быть самыми разными.
Подавая заявление в любой из указанных органов, не забывайте оформлять его письменно и забирать на руки подтверждение того, что ваш документ принят в обработку.
Как накажут магазин?
Как уже было сказано выше, нарушение закона магазином чревато наказанием. Это финансовые санкции (штрафы).
Так, в случае выявления несоответствия информации на ценнике данным кассового документа продавец будет оштрафован на 3-5 тысяч рублей, директор магазина — на 10-30, а фирма — на 20-50 тысяч.
Если вдруг выяснится, что под ценником находится совершенно иной товар, реальная стоимость которого ниже, тогда штраф будет выписан директору магазина (от 500 до 1000 рублей) и самому магазину (5-10 тысяч рублей).
Если же речь идет о недобросовестной конкуренции (например, вам отказались продать товар по акции, которая заявлена на ценнике, но на деле ее нет), то в этом случае речь может идти об очень серьезном финансовом наказании — от 12 до 20 тысяч рублей штрафа директору и от 100 до 500 тысяч рублей самой организации.
Все перечисленные санкции указаны в Кодексе об административных правонарушениях (ст. ст. 14.7, 14.8 и 14.33).